Случалось ли вам в дальней дороге сталкиваться с проблемой перегрева мотора из-за непонятных причин. Вроде бы всё было нормально, жидкости и фильтры заменены, ничего нигде не течет. Но машина закипает буквально за первые десять километров пути. Как показывает практика, проблема кроется в радиаторе, вернее, в его решётке.
Забитые соты радиатора
Если посмотреть на новый радиатор спереди, то можно увидеть множество мелких ячеек или сот. Такая компоновка носит название: трубчато-ленточный алюминиевый радиатор. Таким образом получается добиться высокого коэффициента теплоотдачи при движении автомобиля по дороге.
Именно в этих сотах и застревает мелкая грязь, пух и листья с деревьев, насекомые, небольшие камешки и прочий сор, который летит с дороги. Сильно забитые радиаторы можно встретить на машинах без переднего бампера или без декоративной решётки.
Нужно отметить, что радиатор является основным теплоотводящим элементом в машине. Например, в Bugatti Veyron установлено аж 10 радиаторов, которые обеспечивают охлаждение 1001 сильному двигателю.
Но почему же проблема объявилась именно сейчас, за последние 15 лет. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Почему проблема особенно актуальна для современных машин
Современные радиаторы состоят из очень маленьких сот, сечение которых может достигать 1.5-2 мм. Такая компоновка позволяет охлаждать современные двигатели мощностью более 150, а то и 200 л.с. Естественно, выросла и рабочая температура в камерах сгорания ДВС. Соответственно, даже небольшая область забитого радиатора будет провоцировать быстрый рост температуры внутри двигателя.
Получается, можно выделить две основные причины возникновения перегрева у современных авто:
- Слишком мелкие соты радиатора, в которые попадает большое количество сора с дороги.
- Большая мощность и высокая температура работы ДВС, и, как следствие, необходимость в более продуктивном охлаждении.
Ещё одна причина, косвенно связанная со вторым пунктом — аэродинамика. Производитель автомобилей понимает, что можно организовать воздушный поток так, чтобы большая его часть была направлена именно на решётку радиатора. Вместе с воздушной массой в соты попадает огромное количество насекомых. Это особенно чувствуется в летний сезон, когда вы едете на машине по трассе, проходящей через поля.
Как очистить радиатор
К счастью, любую поломку или неприятность можно поправить. И радиатор не исключение. Рассмотрим все способы чистки:
- Визуально оцените степень загрязнения. Если на радиаторе есть сильные вмятины от камней (более 15% от всей площади), то возможно вам придётся его заменить.
- Если вы видите только мусор и все соты целы, попробуйте его очистить металлической щёткой или продуть баллоном со сжатым воздухом. Этот способ подходит для средней степени загрязнения.
- Следующий шаг — промывка радиатора при помощи автомойки (керхера). Только нужно соблюдать некоторые правила предосторожности, иначе вы можете ещё больше погнуть соты. Во-первых, установите насадку «варио», а не «фрезу». Во-вторых, используйте самый мощный напор под углом 90º относительно радиатора. Наконец, все действия производите на расстоянии 50 см. Такие манипуляции должны помочь даже при сильном засоре.
- Ещё один способ, это использование нейлоновой кисти и мыльного раствора. Смочите кисть в пенной жидкости и аккуратно пройдитесь ею по направлению радиаторных креплений. Соблюдайте направление чистки! В противном случае вы можете усугубить ситуацию и загнуть ещё большее количество сот.
Конечно, если вы сомневаетесь в своих силах, то можете обратиться в специализированный сервис, где вам сделают чистку при помощи профессиональной химии.
Как часто нужно выполнять процедуру
На самом деле особенных рекомендаций по циклам обслуживания данного узла не существует. Оптимальный подход — периодически смотреть уровень загрязнения сот и по необходимости их чистить. Бывалые автомобилисты и мастера СТО советуют делать профилактику и чистку перед началом зимнего и летнего сезона. В тёплое время можно делать плановое ТО для радиатора раз в полтора месяца.