Системы электронного управления стояночным тормозом появились лет 15 назад на автомобилях концерна Fiat.
Разработка этого производителя была представлена двумя видами:
- тросовая система с электроприводом;
- тормозные механизмы, управляемые по проводам (признаны лучшими).
Как устроен электронный ручник
Ведущее зубчатое колесо вала электродвигателя посредством цепной передачи связано с ведомой шестернёй редуктора (понижает скорость вращения и передаёт усилие винтовой паре).
Винтовая пара на валу редуктора, преобразует вращательное движение ведомой шестерни в поступательное движение штока винтовой пары.
Шток винтовой пары, приводит в движение тормозной поршень, прижимающий колодки к диску. Усилие, с которым колодки сжимают тормозной диск, пропорционально величине потребляемого тока и контролируется блоком управления стояночного тормоза. При достижении заданной величины, электродвигатель отключается.
С началом движения, вал электродвигателя обратным вращением отводит шток, освобождая поршень, который сдвигается назад силой упругости уплотнительной манжеты.
Особенность работы стоп-сигналов у машин с электронным стояночным тормозом
Конструкция электронного тормоза имеет ещё одну функцию, о которой известно не всем автовладельцам.
Часто, уперев ногу в педаль тормоза, приходится стоять под красным сигналом светофора, горящего нескольких минут или в пробках, когда поток практически не движется. Держать педаль утомительно, а переводить машину на ручник из-за отключения стоп-сигналов, не желательно, так как это может привести к аварии. Инженеры решили это неудобство, добавив электронному тормозу функцию, при которой стоп-сигналы загораются как при движении в заторах, так и при холостых оборотах двигателя.
Эта особенность информирует о намерениях водителя.
Когда удобно использовать электронный ручник
Во время стоянки или движении автомобиля со скоростью, менее 7–10 км/ч, тормозной механизм останавливает автомобиль.
На машинах с автоматической коробкой передач с электронным тормозом отпадает необходимость удерживать педаль тормоза ногой. Остановив машину, водитель снимает ногу с педали, так как под давлением, поддерживаемым ABS, колодки сжимают диски и удерживают автомобиль на месте. Через две минуты после остановки автоблокировочная система включает стояночный тормоз.
Водитель отстегнул ремень безопасности или открыл дверь, или выключил зажигание — автоматика немедленно включит электронный ручник. Это устройство срабатывает даже при неработающем двигателе, а отключить его можно, если нажать на педаль тормоза и включить зажигание.
Бортовой компьютер анализирует положение педалей управления и, если автомобиль расположен на дороге с уклоном, не даст машине даже тронуться с места. С началом движения и нажатием на педаль газа, электроника отключит стояночный тормоз.
В машинах с АКПП блок управления самостоятельно устраняет образовавшийся зазор между колодками и диском при каждых 1000 км пробега. Этот зазор контролируется всякий раз, когда срабатывает стояночный тормоз. Так, уже через пять минут после его включения, автоматика срабатывает повторно и дожимает колодки к остывшему диску. Специальные датчики контролируют и степень изношенности колодок.
Давление в контурах не зависит от наличия электропитания. При включённом тормозе можно снять аккумулятор, но система останется активированной. И наоборот, если ручник не задействован, он не включится и останется в том же положении при обесточенной бортовой сети.
Являясь продуктом компьютерных технологий, устройство в корне отличается от своего механического собрата, но в ремонте и обслуживании требует наличия продвинутого диагностического оборудования и квалификации технического персонала.