Как часто вы буксовали на машине? Например, застревая в размытой дождями летней колее или в рыхлом снегу по зиме. Наверняка каждый водитель хоть раз находился в подобной ситуации. Но задумывался ли он, какую нагрузку испытывает коробка передач, особенно если речь идёт об автоматической трансмиссии.
Классический планетарный автомат с гидротрансформатором
Первое, что нужно усвоить, АКПП — это узел, созданный для передвижения в условиях города. Поэтому на нём крайне не рекомендуется ездить по бездорожью. Конечно, есть рамные джипы, в которых стоит автомат. Как правило, в них стоит множество электронных блокировок и помощников, способных как-то облегчить работу АКПП в тяжёлых условиях. Но и на этих машинах крайне не рекомендуется выезжать на полное бездорожье. Не зря все джипы, участвующие в трофи-рейдах, это автомобили с механической коробкой.
Теперь рассмотрим подробно, что происходит в планетарном автомате с гидротрансформатором, если вы начинаете буксовать более 5 минут. Например, застряв в летней грязи.
Внутри коробки находится масло. Именно оно под высоким давлением передаёт крутящий момент между дисками. Температура растёт. Ситуацию усугубляют разогревающиеся фрикционы. В результате масло перегревается и на панели приборов загорается соответствующая лампочка. В лучшем случае вы сможете продолжить движение/буксование при повышенной температуре в коробке. Впрочем, это может полностью вывести её из строя. В менее радужном варианте сработает аварийная система защиты, и ЭБУ автомобиля заблокирует работу коробки.
В современных машинах ставят специальные радиаторы и вентиляторы для охлаждения масла ATF. Но если вы всё-таки умудрились перегреть коробку, лучше всего сделать замену масла.
Однако не стоит расстраиваться, буксовать на АКПП не запрещается, главное соблюдать ряд правил:
- Если вы поняли, что машина буксует, переведите коробку в пониженный режим «L». Он может «переваривать» крутящий момент без нагрузки на внутренние узлы трансмиссии.
- Не давайте машине работать в пробуксовке более 3 минут. Глушите мотор для охлаждения коробки не менее чем на 10 минут.
Эти рекомендации действуют на классическом планетарном автомате с гидротрансформатором. Но есть и более сложные автоматические трансмиссии, на которых тоже можно застрять в пробуксовке.
Роботизированная АКПП
Данная коробка передач сочетает в себе надёжность механики и принципы работы автомата. Таким образом, водителю не нужно выжимать сцепление или переключать рычаг скоростей в нужное положение. Эти операции за него сделают сервоприводы, которые управляются электронным блоком. Получается, что на данной коробке можно буксовать.
Но здесь есть один нюанс. Во время пробуксовки «мозги» коробки не всегда правильно понимают ситуацию и некорректно распределяют крутящий момент. Это может негативно сказаться на сцеплении авто. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций, нужно включать селектор в ручное управление и принудительно выставлять пониженную передачу.
В некоторых немецких роботах можно буксовать, подключая «зимний режим». Это специальная функция коробки, рассчитанная как раз на такие случаи.
Также стоит учитывать, что не стоит буксовать на коробке, когда машина идёт враскачку. В этот момент любая КПП будет испытывать огромные нагрузки. Тем более, если речь идёт о вариациях автоматической коробки передач.
Вариатор
Если почитать техническую документацию к автомобилю с вариаторной коробкой передач, то скорее всего можно найти строки, гласящие о том, что движение в пробуксовке на данном автомобиле крайне не рекомендуется. Это связано со строением данного узла.
Современные вариаторы представляют собой компоновку двух механических узлов: самого вариатора и гидротрансформаторной части. Последняя отвечает за старт автомобиля, заменяя собой сцепление. Получается, что в вариаторе нет жёсткой связки двигателя и трансмиссии. За всю работу коробки отвечает электронный блок управления.
Теперь рассмотрим ситуацию буксования на вариаторе. Итак, вы выжимаете педаль газа, машина подключает работу гидротрансформатора. Набрав обороты, она блокирует его, отдавая всю работу вариатору. Обороты двигателя растут, но остаются на оптимальном уровне. Меняется только передаточное число в вариаторе. Автомобиль крутит колёса со скоростью, сопоставимой с 4-5 передачей на механике. Иногда она может достигать 100 км/ч. При этом колёса находятся в свободном вращении, на них нет особой нагрузки.
В один момент машина преодолевает препятствие, и вы выскакиваете на асфальт или другую прочную поверхность. Колёса моментально получают нагрузку, и это не может не отразиться на механизме вариатора. Чаще всего растягивается или рвётся ремень, а также сильно изнашиваются шкивы вариатора.
Именно поэтому производители не рекомендуют буксовать на данном типе КПП.