Начало поставок в Россию китайских поддержанных автомобилей вызвало противоречивую реакцию со стороны государства, экспертов и участников рынка.
Поставки подержанных машин из Китая
В мае 2019 года Министерство торговли КНР сообщило о начале поставок автомобилей с пробегом в страны, поддержавшие инициативы «BRI». К экспорту планируется привлечь не только марки китайского автопрома, но и мировые бренды, выпущенные на территории Китая.
BRI — «Один пояс, один путь» — инициатива, выдвинутая в 2010-х годах правительством Китая. Она говорит о взаимодействии стран Азии, Африки и Европы в целях увеличения торговли через сухопутные и морские пути в качестве эффективной меры для улучшения экономического климата и преодоления мирового финансового кризиса. В проектную сеть «Экономического Шелкового пути» вовлечено более 100 стран и более 20 международных организаций, география программы стремительно расширяется.
Разрешение на экспорт автомобилей предусматривается правительством Поднебесной как способ увеличения продаж новых автомобилей на внутреннем рынке. Статистика в официальном заявлении министерства показывает, что в 2018 продажа подержанных машин в Китае составила 13,82 миллиона. Это меньше половины от показателей реализации новых автомобилей — 28,08 миллиона.
Первую партию из 300 поддержанных транспортных средств подготовили к отправке через южнокитайский порт в провинции Гуандун в июле 2019 для отправки в Камбоджу, Нигерию, Мьянму и Россию. Согласно официальному сообщению КНР общая стоимость груза составляет 2,5 миллионов долларов США.
Машины, «застрявшие» на складе в Санкт-Петербурге
В ноябре 2019 на портале drom.ru со ссылкой на официальный источник администрации Санкт—Петербурга, появилось сообщение о сотне застрявших на таможенном складе города подержанных китайских автомобилей.
Как выяснилось, доставленный в Россию груз предназначался как для юридических, так и для частных лиц, но по определенным причинам не может пройти таможню.
Почему автомобили не могут растаможить
Оформить необходимые документы на машины в России не удалось по следующим причинам:
- повышенный утилизационной сбор на импортные авто с пробегом;
- несоответствие установленным экологическим и техническим стандартам;
- неучтенные нормы безопасности конструкции транспортного средства для получения соответствующего свидетельства (СБКТС).
Как планируют решать проблемы
Разрешение сложившейся ситуации требует участия правительства Поднебесной. К переговорам уже подключилось посольство КНР.
Но пока неизвестно, кем будут оплачены неучтенные расходы по таможенным сборам и требуемой установке охранной системы ЭРА—ГЛОНАСС стоимостью 30 тысяч рублей за каждый автомобиль.
И все же статистика покупательского интереса последних лет говорит о хороших шансах Поднебесной занять прочные позиции в сегменте вторничного рынка России. К примеру, в поисковой системе Google зафиксировали увеличение запросов на марку Geely на 22% и на 75% на автомобили бренда Haval.