Советская скорая помощь чаще всего ассоциируется с автомобилем «Буханка», однако с этой целью использовались и другие транспортные средства, в том числе и грузовые.

Такие автомобили идеально подходят для перевозки больных, вернее, в этом были уверены производители. В качестве базы использовались серийные «полуторки» и ЗИС-5.

Один из типовых кузовов на шасси ГАЗ

Несмотря на удобство перевозки больных или специального медицинского оборудования, автомобиль не отличался экономичностью, ведь расход топлива был больше, чем рассчитывалось изначально.

Автомобиль скорой помощи 30-х годов прошлого века

Дорогой оказалась и эксплуатации транспорта.

Московская скорая 1936 года

Кроме того, говорить о комфорте перевозки не приходилось. Такие машины не могли похвастаться плавностью хода. Грузовые автомобили больше подходят для массовой перевозки раненых или обустройства специализированных медицинских кабинетов, например, для проведения флюорографии. Однако в советские времена такой транспорт использовался и для линейной «скорой».

Первыми медицинскими машинами, которые вышли в массовое производство, являются автомобили, построенные на базе шасси Форд и ГАЗ-АА, при этом вариаций было много, например, прямоугольный фургон или кузов, по форме напоминающий универсал, только больших размеров.

Довоенная скорая помощь на базе ГАЗ-ААМедицинский кузов-фургон на базе ГАЗ-АА

Существовал и кузов с покатой крышей и тремя оконными отверстиями. Было вариативным и количество дверей — от двух до четырёх.

Автомобиль СП-32

Разработкой медицинских авто занимался и Горьковский завод. На этом предприятии был сконструирован автомобиль с индексом ГАЗ-55, который был узким.

Довоенный ГАЗ-55

Это было нужно для того, чтобы скорая помощь могла передвигаться в лесистой местности. Безопасность обеспечивалась и задней двустворчатой дверью без стекла. Кузов был рассчитан на четырёх пациентов на носилках.

Военный ГАЗ-55

В некоторых источниках можно встретить и санитарные автомобили ЗИС-16С. Они представляют собой сочетание ЗИС-5, который является донором кабины, и ЗИС-16, вернее, его задней части. Такой автомобиль действительно существовал и имел индекс ЗИС-16СФ.

ЗИС-16С

Этот фургон был рассчитан сразу на 20 пациентов, 10 из которых можно было перевозить в сидячем положении, а остальных — на носилках.

Ближе к концу войны для санитарных целей стали использовать деревянный фургон ЗИС-44.

ЗИС-44

В этой модели сам кузов был из дерева, а крылья — из гнутого стального листа.

ЗИС-44

После войны на «службу» медикам поступали автомобили на базе стреднетоннажного грузовика ГАЗ-ММ, а в 1946 году он был заменён на ГАЗ-51.

ГАЗ-51

В 1948 году был налажен выпуск специального санитарного авто — ГЗА-653.

ГЗА-653

Эта машина характеризовалась наличием крыши из дерматина и боковой двери. Кузов рассчитан на 13 пациентов, для которых установлены откидные скамейки. Если люди перевозились на носилках, то в машину их помещалось не более четырёх. Для комфорта перевозки были предусмотрены две печки.

В начале 50-х годов прошлого века выпуск этой модели доверили другому заводу — Павловскому. Поэтому в 1953 году машина вышла с индексом ПАЗ-653.

ПАЗ-653

Это отразилось и на внешнем виде, в частности, крыша стала цельнометаллической, а двери — деревянными.

ПАЗ-653

Кузов-фургон теперь был в качестве отдельного модуля, с кабиной он был связан только небольшим люком для переговоров.

ПАЗ-653

Окна стали округлёнными.

ПАЗ-653

В это же время выпускались и другие санитарные машины, которые использовались для военных нужд. Это касается крупногабаритного фургона АС-3 на базе ГАЗ-63.

АС-3

Существовала и санитарная машина с повышенной проходимостью — АС-66. Она представляла собой стандартный военный фургон, который оснащался медицинским оборудованием.

АС-66

На замену этому некомфортному фургону пришёл АС-38, рассчитанный на 7 сидячих и столько же больных на носилках. Преимущество этого транспортного средства в том, что при необходимости его можно легко трансформировать в пассажирский автобус.

АС-38

На смену этому санитарному автомобилю пришёл АПП-66, который имел прямоугольный кузов.

АПП-66

Более современными медицинскими авто считаются ГАЗ-3302 с кузовом-модулем и УАЗ-3303 с отдельным фургоном-модулем.

Не всегда при разработке санитарной машины на первом месте стоял комфорт пациента. Чаще ценилась вместимость и экономичность.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!