Советская скорая помощь чаще всего ассоциируется с автомобилем «Буханка», однако с этой целью использовались и другие транспортные средства, в том числе и грузовые.
Такие автомобили идеально подходят для перевозки больных, вернее, в этом были уверены производители. В качестве базы использовались серийные «полуторки» и ЗИС-5.
Несмотря на удобство перевозки больных или специального медицинского оборудования, автомобиль не отличался экономичностью, ведь расход топлива был больше, чем рассчитывалось изначально.
Дорогой оказалась и эксплуатации транспорта.
Кроме того, говорить о комфорте перевозки не приходилось. Такие машины не могли похвастаться плавностью хода. Грузовые автомобили больше подходят для массовой перевозки раненых или обустройства специализированных медицинских кабинетов, например, для проведения флюорографии. Однако в советские времена такой транспорт использовался и для линейной «скорой».
Первыми медицинскими машинами, которые вышли в массовое производство, являются автомобили, построенные на базе шасси Форд и ГАЗ-АА, при этом вариаций было много, например, прямоугольный фургон или кузов, по форме напоминающий универсал, только больших размеров.
Существовал и кузов с покатой крышей и тремя оконными отверстиями. Было вариативным и количество дверей — от двух до четырёх.
Разработкой медицинских авто занимался и Горьковский завод. На этом предприятии был сконструирован автомобиль с индексом ГАЗ-55, который был узким.
Это было нужно для того, чтобы скорая помощь могла передвигаться в лесистой местности. Безопасность обеспечивалась и задней двустворчатой дверью без стекла. Кузов был рассчитан на четырёх пациентов на носилках.
В некоторых источниках можно встретить и санитарные автомобили ЗИС-16С. Они представляют собой сочетание ЗИС-5, который является донором кабины, и ЗИС-16, вернее, его задней части. Такой автомобиль действительно существовал и имел индекс ЗИС-16СФ.
Этот фургон был рассчитан сразу на 20 пациентов, 10 из которых можно было перевозить в сидячем положении, а остальных — на носилках.
Ближе к концу войны для санитарных целей стали использовать деревянный фургон ЗИС-44.
В этой модели сам кузов был из дерева, а крылья — из гнутого стального листа.
После войны на «службу» медикам поступали автомобили на базе стреднетоннажного грузовика ГАЗ-ММ, а в 1946 году он был заменён на ГАЗ-51.
В 1948 году был налажен выпуск специального санитарного авто — ГЗА-653.
Эта машина характеризовалась наличием крыши из дерматина и боковой двери. Кузов рассчитан на 13 пациентов, для которых установлены откидные скамейки. Если люди перевозились на носилках, то в машину их помещалось не более четырёх. Для комфорта перевозки были предусмотрены две печки.
В начале 50-х годов прошлого века выпуск этой модели доверили другому заводу — Павловскому. Поэтому в 1953 году машина вышла с индексом ПАЗ-653.
Это отразилось и на внешнем виде, в частности, крыша стала цельнометаллической, а двери — деревянными.
Кузов-фургон теперь был в качестве отдельного модуля, с кабиной он был связан только небольшим люком для переговоров.
Окна стали округлёнными.
В это же время выпускались и другие санитарные машины, которые использовались для военных нужд. Это касается крупногабаритного фургона АС-3 на базе ГАЗ-63.
Существовала и санитарная машина с повышенной проходимостью — АС-66. Она представляла собой стандартный военный фургон, который оснащался медицинским оборудованием.
На замену этому некомфортному фургону пришёл АС-38, рассчитанный на 7 сидячих и столько же больных на носилках. Преимущество этого транспортного средства в том, что при необходимости его можно легко трансформировать в пассажирский автобус.
На смену этому санитарному автомобилю пришёл АПП-66, который имел прямоугольный кузов.
Более современными медицинскими авто считаются ГАЗ-3302 с кузовом-модулем и УАЗ-3303 с отдельным фургоном-модулем.
Не всегда при разработке санитарной машины на первом месте стоял комфорт пациента. Чаще ценилась вместимость и экономичность.