Не так давно машиностроение было ведущей отраслью промышленности СССР. Во второй половине XX столетия было создано несколько легендарных внедорожников, которые активно эксплуатировались в нашей стране.

ГАЗ-69

Данная модель считается классикой советских внедорожников. Она выпускалась до 1972 года. Спроектирован автомобиль на Московском заводе им. Молотова ведущими специалистами машиностроения: Соловьевым В. С., Панкратовым Б. Н. и др. Руководителем проекта назначили Вассермана Г. М.

Главной функцией автомобиля планировали сделать перевозку военной техники и боеприпасов, поэтому машина должна была выдерживать груз общей массой 500-800 кг. Технические характеристики ГАЗ-69 были весьма впечатляющими для того времени. Тяговый показатель — 70%, углы спуска и подъема — 30 и 34 градуса. Все это позволяло легко преодолевать низины и возвышенности.

Финальный пятый образец был создан в 1950 году, а в 1951 было запущено серийное производство сразу 2-х модификаций: ГАЗ-69, предназначенной для военных нужд, и ГАЗ-69А — для сельскохозяйственных регионов. У ГАЗ-69 кузов рассчитан на восемь человек, а у ГАЗ-69А — на пять. Обе машины были оснащены складным тентом.

Данную модель можно считать гибридом нескольких автомобилей — ГАЗ-М20, ГАЗ-67Б и ГАЗ-51. У первого были заимствованы ручной тормоз, система зажигание, коробка передач, у второго — фары, а у третьего — контрольные приборы.

Для создания двигателя использовался мотор автомобиля ГАЗ-20. Но так как ГАЗ-69 был предназначен для эксплуатации в более сложных условий, инженерам пришлось немного модифицировать силовую установку.

Москвич-410

История автомобиля «Москвич-410» началась в 1957 году. Глава СССР, Никита Хрущев, дал распоряжение изготовить в срочном порядке автомобиль повышенной проходимости на базе «Москвича». На выполнение задания было отведено всего 10 дней. Хрущев одобрил предложенный макет и поручил наладить производство модели.

За основу были взяты ГАЗ-М20 и ГАЗ-69, но в отличие от них «Москвич-410» имел масляный радиатор, гидравлические амортизаторы рычажного типа, позволяющие с меньшим трудом преодолевать трудные участки пути, а также передний ведущий мост с шарнирами «Бендикс-Вейсс».

Как подчеркивают создатели авто, «Москвич-410» был полноприводным автомобилем, который может передвигаться в условиях тяжелой проходимости, но он — не вездеход, поэтому его не рекомендовалось использовать на участках полного бездорожья.

Данная модель также имеет несколько модификаций, например седан «Москвич-410Н» с двигателем от автомобиля «Москвич-407». Эта модель ведет себя уверенней на бездорожье и сильно заснеженных участках.

ЛуАЗ-969

С виду этот автомобиль может показаться немного несуразным, но он отлично себя показал в качестве вездехода. Его главные особенности: независимая подвеска и 4-х местный кузов, который можно легко превратить в грузовой фургон, сложив два сидения. Допустимая нагрузка — 400 кг.

К недостаткам автомобиля можно отнести высокое расположение порога, осложняющее посадку пассажиров, и слишком шумную работу двигателя и трансмиссии.

Кроме того, силовой агрегат часто заливался маслом, а это приводило к его перегреву. Ресурс двигателя был небольшой — приблизительно 65-80 тыс. км, поэтому водители часто возили с собой запасной мотор.

Несмотря на то что эта модель довольно часто выходила из строя, ее можно было легко и быстро отремонтировать: подходили запчасти от других автомобилей. Поздняя усовершенствованная версия, получившая название ЛуАз-1302, была более выносливой, двигалась быстрее и ломалась реже.

УАЗ-469

Создавался УАЗ-469 под руководством главного конструктора Ульяновского автозавода Музюкина П. И., который параллельно разрабатывал еще одну модель — УАЗ-460. Обе машины собирались из одинаковых деталей и были очень похожи между собой. Предполагалось, что 460-я модель будет рассчитана на сельскохозяйственные нужды, а 469-я — на армейские. Поэтому УАЗ-469 имел колесные редукторы, которые увеличивали его проходимость.

После проведения испытаний, на которых УАЗ-469 отлично себя показал, было решено переименовать «гражданскую» модель в УАЗ-469Б. Из-за нехватки деталей и перебоев финансирования выпуск автомобиля несколько раз откладывали. Наконец в 1972 году машина была поставлена на конвейер.

Салон внедорожника был рассчитан на пять мест, а в багажнике находились два дополнительных сидения. Машина была полноприводной и имела двухступенчатую коробку передач. Через пять лет было принято решение модернизировать автомобиль — добавить гидравлический привод, установить двухконтурную тормозную систему.

До 1985 года УАЗ-469 в основном использовался государственными органами. Но когда машину сделали общедоступной, у нее появилось множество поклонников в отдаленных регионах нашего государства, где дороги были не в идеальном порядке. Машина экспортировалась также в некоторые страны Африки, Южной Америки и Азии.

Нива ВАЗ-2121

Разработка «Нивы» была основана на желании создать комфортный внедорожник для езды в сельской местности. Первый образец, появившийся в 1971 году, назвали ВАЗ-Э2121. Его внешний вид сильно отличался от современного, но в процессе его создания конструкторы определились с конфигурацией двигателя, трансмиссии, коробки передач и других деталей.

Важным требованием для машины, эксплуатируемой в сельских условиях, было наличие запасного колеса. Для экономии пространства в багажнике его разместили в моторном отсеке.

После проведения в 1974 году государственных испытаний модель получила название «Нива» и была рекомендована к серийному производству. Инженеры серьезно подошли к этому шагу и сделали еще несколько доработок — хромированный бампер заменили алюминиевым и добавили наружное зеркало заднего вида. В 1977 году автомобиль «Нива» официально встал на конвейер.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!