Многие водители переходят на газовое баллонное оборудование (ГБО) в целях экономии денежных средств. Наиболее выгодно это автомобилям, которые расходуют много топлива или имеют большой пробег. Подойдёт оно также тем, кто часто и надолго уезжает в Европу. Цены на газ и бензин там настолько разнятся, что окупить установку ГБО порой удаётся за одну поездку!
Проблемы-мифы:
Двигатель теряет до 30% мощности
Двигатель действительно теряет мощность, но приблизительно 15%. К сожалению, большинство установщиков списывают это на особенность работы двигателя на газе. На самом деле потеря мощности может составлять всего 5-10%, если после установки квалифицированный специалист настроит и урегулирует ГБО.
У автомобиля с ГБО быстро изнашивается поршневая группа
В действительности дело обстоит с точностью до наоборот. Бензин смывает со стенок цилиндров масляную плёнку, по которой работают поршневые кольца, а газ – нет. Следовательно, поршневая группа служит дольше. Кроме того, в газе нет примесей, сокращающих жизнь маслу, свечам и катализатору.
Быстро прогорают клапана
В двигатель должна поступать правильно приготовленная газо-воздушная смесь. При переобогащённой смеси, когда топлива больше, чем воздуха, выходят из строя катализаторы, и мотор начинает работать с перебоями. При обеднённой смеси топлива в составе меньше, чем воздуха. Такая смесь горит в камере сгорания дольше, при этом увеличивается и температура внутри цилиндра. Как раз в этом случае и сгорают клапана и их сёдла. Чтобы этого не случилось, оборудование нужно правильно и тщательно регулировать. Причём лучше не экономить, а доверить регулировку квалифицированным монтажникам. Если мотор без гидрокомпенсаторов в ГРМ, нужно чаще контролировать зазоры в приводе в его выпускных клапанах.
Баллоны имеют свойство взрываться
Почему взрывоопасность ГБО – лишь миф?
1. Стенки баллона более толстые, чем у бензобака, и потому выдерживают значительные ударные и температурные нагрузки.
2. В современных системах ГБО предусмотрены 4 аварийных клапана. При утечке газа они реагируют на повышение давления в резервуаре, обрыв топливной магистрали и даже на остановку двигателя. И тогда подача газа прерывается.
3. Закачка газа прекращается, когда баллон заполняется на 80%. Это делается на случай расширения пропан-бутана от перегрева.
Единственное, что ставит под угрозу вашу безопасность – это халтурная установка оборудования или халатность при эксплуатации.
Стоит ли устонавливать ГБО
Стоимость установки
В стоимость установки газового баллонного оборудования входит цена комплекта аппаратуры и баллона, оплата труда установщиков и затраты на узаконивание переделки. Конечная цена зависит от количества цилиндров и размеров баллона и составляет 30-50 тысяч рублей.
Так как баллон обычно приобретают отдельно, можете выбрать отечественного производителя. Качество не хуже зарубежного, а цена гораздо ниже. Остальное ГБО лучше предпочесть итальянского или голландского производства. Российские и польские фирмы предлагают установки на 5-10 тысяч рублей дешевле, так как комплектуют наборы менее дорогими составляющими. Таким образом вы сможете сэкономить на старте, зато очень скоро придётся потратиться на непредвиденный ремонт.
Лучше приобретать все компоненты системы у самого установщика, тогда при возникновении проблем в эксплуатации он не сможет обвинить производителя. В этом случае вам предложат и более длительную гарантию — у крупных компаний она достигает 5 лет.
Переход на газовое оборудование нужно обязательно узаконить. Это займёт несколько дней и будет стоить 6-8 тысяч рублей.
Окупаемость
Для удобства воспользуйтесь любым онлайн-калькулятором. Просто введите цену переоборудования, расход топлива и данные о пробеге, и вы узнаете срок окупаемости перехода на газ конкретно для вашего автомобиля.
Так, за городом одного баллона газа Ниссан-Алмере хватит на 360-400 километров, и хороший комплект с установкой в столице окупится за 18 тысяч километров. Для УАЗа-Патриот пробег потребуется меньше – всего 12 тысяч. В итоге ГБО окупится менее чем за год. Таким образом каждый километр на газе становится дешевле, чем на бензине, примерно на треть.
И ещё немаловажный момент, который важно учитывать при переходе на ГБО. К сожалению, в нашей стране ещё не так много станций, заправляющих газом. И не всегда пропан-бутан есть в наличии. Поэтому прежде чем менять вид топлива, тщательно изучите свою местность на предмет автогазозаправочных станций (АГЗС).