Ещё до того, как Нива стала серийным автомобилем, конструкторы завода разработали несколько вариантов этого автомобиля. Были созданы макеты, но на конвейер авто так и не попало.

В 1971 году был разработан ВАЗ-Э2121 — лёгкий внедорожник типа универсал с цельнометаллическим кузовом и съёмным мягким верхом.

ВАЗ-Э2121

Во время расчётов стало понятно, что модель должна стать полноприводной с более мощным силовым агрегатом. Поэтому под капотом расположили мотор объёмом 1,6 л и мощностью 60 л. с. Он работал в паре с 4-ступенчатой механической коробкой передач.

ВАЗ-Э2121

Этот прототип с упрощённым кузовом позволил ускорить разработку машины и провести первые испытания подобной конструкции.

ВАЗ-Э2121

Однако из-за сжатых сроков пришлось сделать упрощённый дизайн и использовать детали и узлов от уже существующей серийной продукции завода.

ВАЗ-Э2121

Были и другие особенности, которые не позволяли сказать о каком-либо комфорте. В салоне отсутствовал отопитель, сиденья были жёсткими, причём регулировать их можно было только в горизонтальном направлении.

ВАЗ-Э2121

Шины для советского джипа были позаимствованы от Москвича-410, но ненадолго, поскольку чуть позже для Нивы были выпущены шины, способные удержать машину на бездорожье.

Проведённые испытания доказали успешность конструкции, поскольку были получены хорошие результаты проходимости и эксплуатации. Именно поэтому в дальнейшей разработке модели сомнений не было.

Эскиз ВАЗ-Э2121

Так, в 1973 году появился опытный образец ВАЗ-2Э2121, над внешним обликом которого работал Валерий Сёмушкин. Он сделал длину внедорожника всего 3,5 м, а запаску поместил под капот.

ВАЗ-2Э2121

Изменения коснулись и технической части, например, постоянный полный привод имел межосевой дифференциал, а крутящий момент распределялся на оба моста равномерно. Эти решения позволили повысить надёжность функционирования мостов. Однако при этом увеличился расход топлива.

ВАЗ-2Э2121

Некоторые детали и узлы были позаимствованы из других моделей ВАЗ, например, задние тормоза взяли у «копейки», а главный тормозной цилиндр с Жигулей 03.

ВАЗ-2Э2121

Всего было создано 4 прототипных образца, один из которых поступил на службу в Гараж Особого Назначения.

Чуть позже было создано ещё 3 версии этой машины. ВАЗ-3Э2121 сразу после создания отправился на государственные испытания.

ВАЗ-3Э2121

Примечательно, что только на этом прототипе впервые появилась эмблема Нивы, на более ранних версиях её не было. После этого название было запатентовано.

ВАЗ-3Э2121

Третья серия машин имела привычный для Нивы внешний вид, хотя от серийных автомобилей она отличалась задними фарами, которые были взяты от ВАЗ-2103, круглыми надфарниками на капоте и отсутствием боковых повторителей поворотников. Расход топлива удалось снизить благодаря модификации кузова, что снизило аэродинамическое сопротивление.

ВАЗ-3Э2121

Для автомобиля этой модели были разработаны шины ВлИ-3. Однако их маленький диаметр привёл к тому, что боковина повреждалась на поворотах. Поэтому позже на прототипы устанавливали шины ВлИ-5 диаметром 16 дюймов.

Шины ВлИ-5

Всего было выпущено 50 таких машин, которые разъехались по всей стране для подконтрольной эксплуатации.

После этого началось серийное производство автомобиля «Нива». Модель за свою историю пережила такое количество мелких и больших доработок, что считается наиболее «живучей».

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!