Согласно статистике, большую часть аварийных ситуаций на дорогах создают водители в возрасте 20 — 24 лет и лица старше 85 лет. В первом случае сказывается отсутствие навыков и опыта вождения. В ситуации же с пожилыми водителями причиной ДТП чаще всего становятся проблемы со здоровьем. Значит ли это, что с определённого возраста за руль садиться категорически нельзя?
Когда точно следует отказаться от вождения
- Если появилось ощущение сильной физической усталости после вождения;
- Боль в шее не позволяет поворачивать голову во все стороны и в полной мере оценивать дорожную обстановку;
- Артрит в коленях мешает достаточно быстро переносить ногу с педали «газ» на «тормоз»;
- Боль в плече или локте не даёт повернуть руль;
- Если вы заметили, что реагируете на опасные ситуации при движении медленнее, чем обычно;
- Упускаете из вида некоторые дорожные знаки;
- Пешеходы внезапно возникают на пути;
- Когда количество созданных вами аварийных ситуаций стало возрастать;
- Близкие или знакомые люди боятся становиться вашими пассажирами;
- Если становится трудно определить расстояние между транспортными средствами;
- На дороге вам часто сигналят.
Следует прислушиваться не только к своим ощущениям, но и к словам родных и близких. Если они советуют отказаться от управления транспортным средством, нужно хотя бы задуматься. А любые сомнения поможет развеять консультация инструктора по вождению.
Человеку, который большую часть своей жизни провёл за рулём, сложно отказаться от этой привычки. Но собственная безопасность и безопасность окружающих людей должна быть превыше всего. К тому же в жизни без автомобиля есть свои плюсы:
- меняется ритм жизни;
- исключается психологическая нагрузка на организм, неизменно возникающая при вождении;
- расширяется круг общения;
- сокращаются расходы на содержание личного транспортного средства — можно воспользоваться альтернативным, например, такси;
- пешие и велосипедные прогулки благотворно сказываются на физическое состояние.
Профессор университета в Кёльне Эгон Штефан провёл исследование среди пожилых водителей. В эксперименте участвовали 150 человек, самому старшему из них было 88 лет. У него-то и оказались самые лучшие показатели внимания, реакции и знания правил дорожного движения. Исследование показало, что к каждому случаю нужно подходить индивидуально. На процесс старения человека влияют различные факторы: образ жизни, состояние здоровья, генетические предпосылки. Поэтому каждый водитель должен самостоятельно следить за состоянием своего организма, прислушиваться к нему и исходя из собственных ощущений решать, можно ему садиться за руль либо нет.
Как сделать вождение безопасным
- С определённого возраста водителям следует раз в год проверять зрение и слух.
- Перед дорогой хорошо высыпаться, но снотворным не злоупотреблять.
- По возможности не выезжать на автомобиле в плохую погоду, в ночное время и в часы пик.
- Не выезжать на проезжую часть с интенсивным движением.
- Не отправляться в путешествие по незнакомым местам и на длительные расстояния. Если же такая необходимость возникает, лучше воспользоваться навигатором.
- Во время движения исключить дополнительные отвлекающие факторы: музыку, радио, мобильный телефон.
С увеличением возраста водителя, повышаются и требования к транспортному средству. Утерянные с годами силы и маневренность компенсируют усилитель руля, автоматическая трансмиссия, усилитель тормоза, автоматический подъёмник окон, регулятор сидений и зеркал. Техническое состояние автомобиля должно быть под особым контролем. Всё это облегчит процесс вождения, и сведёт к минимуму вероятность возникновения стрессовой ситуации на дороге.
Отказ от вождения — это не конец света, а всего лишь новый этап в жизни. Нужно спокойно принять его и бодро идти дальше.