Назначение толщиномера, или как его правильно назвать толщиномера лакокрасочных покрытий, кроется в самом названии — прибор необходим для точного измерения толщины материала или покрывающего слоя. Чаще всего с данным прибором сталкиваются автолюбители на вторичном рынке автомобилей. Его применение позволяет выявлять недобросовестных продавцов, стремящихся выдать битый или крашеный автомобиль за безупречный. Однако этим не ограничивается применение толщиномеров — они также востребованы в различных отраслях промышленности и строительства. В первую очередь они используются в машиностроении для контроля толщины лакокрасочного покрытия на кузове автомобиля.
Виды толщиномеров
С помощью толщиномера можно определить высоту наслоения не только лакокрасочных материалов, но и шпаклевки, грунтовки и даже ржавчины. Измерения проводятся, не нарушая целостность материала. Данное преимущество аппарата объясняет его популярность и востребованность. Существует несколько видов оборудования. В зависимости от точности данных показаний и применяемой технологии работы толщиномеры разделяется на следующие виды:
- Механические. Является самым простым и финансово доступным прибором из всей линейки. Механический толщиномер предназначен для контроля толщины покрытия сразу же после нанесения — прибор мокрого слоя. Обычно он представляет шестигранную пластмассовую, алюминиевую или стальную пластину, на краях которой вырезана гребенка с нанесенной разметкой.
- Электромагнитные. Более дорогостоящее устройство, принцип действия которого включает два физический явления – магнитная индукция и эффект Холла. Показания данного прибора имеют более высокую точность, чем показания магнитного толщиномера — погрешность не превышает 3%. Аппарат позволяет снимать данные без механического повреждения слоя в отличие от предыдущего вида. Основной недостаток — узкая направленность. Эти устройства предназначены только для измерения толщины металлических изделий.
- Ультразвуковые. Считаются самым совершенным, соответственно, и самым дорогостоящим, аппаратом всей линейки. Диагностика поверхности проводится с помощью ультразвуковых волн. Такие устройства позволят выявить не только общую толщину покрытия, но и данные по каждому отдельному слою, если они нанесены разными материалами. Данные приборы работают практически со всеми материалами, включая керамику и стекло. Благодаря высокой точности и универсальности ультразвуковые толщиномеры широко востребованы на производстве. Проверка поверхности в таком случае осуществляется практически моментально — для получения данных по определенной точке поверхности достаточно 1-2 секунд.
- Магнитные. Корпус толщиномера оснащен постоянным магнитом. Применение данного прибора достаточно ограниченное — им можно измерить толщину покрытия только на чёрном металле. Специальная откалиброванная шкала выводит данные на дисплей — чем слабее сила, тем толще покрытие и наоборот. Проведение измерения не занимает много времени — приблизительно 2 секунды на каждую конкретную точку.
- Вихретоковые. Позволяют проводить измерения толщины слоя на токопроводящих поверхностях. Наиболее точные результаты демонстрируются при работе с медью или алюминием; у черных металлов погрешность будет выше. Преимущество вихретокового толищномера над магнитным в том, что первые могут измерять толщину и на тех металлах, которые не взаимодействуют с магнитом.
Как пользоваться
В целом использование прибора является достаточно простым и сводится к прикладыванию рабочей стороны прибора к диагностируемой поверхности. Однако нужно учитывать особенности, ведь от правильности использования толщиномера зависит точность результатов.
Включать прибор следует на расстоянии от проверяемой поверхности, и только через 5-10 секунд можно плотно прикладывать прибор. Шаг измерения не должен превышать 20 см.
Если вы хотите проверить автомобиль на наличие покрасок, то необходимо знать базовое значение, с которым в дальнейшем и будет сравниваться данные измерений. В таком случае целесообразно для начала измерить толщину покрытия на крыше машины, ведь это самое непопулярное для покрасок место, которое редко подвергается ударам и повреждениям. Допустимое отклонение от базового значения, связанное с погрешностью при заводской покраске, не должно превышать 40 микрон. В случае, когда показатели других частей автомобиля сильно превышают базовое значение, машина однозначно подвергалась покраске. Если же показания наоборот меньше, значит, автомоболь полировали абразивными материалами.
Толщиномер лакокрасочных покрытий часто выручает автолюбителей и помогает им сэкономить свои деньги и нервы. Нужен ли вам свой такой прибор — решайте сами. Большинство пользователей говорят, что он окупается. Однако если вы не планируете становится автомобильным экспертом и связывать свою жизнь с автомобильной средой, а личное авто меняете достаточно редко, то стоит подумать о том, чтобы найти человека, у которого уже есть такой чудо-прибор и опыт в его использовании, и просто заплатить ему за помощь и аренду инструмента.