Электронная система динамической стабилизации автомобиля – устройство для предотвращения аварийных ситуаций без участия человека. Частью комплекса является ESP.
Что обозначают под ESP
ESP – система для удержания машины на оптимальной траектории движения с помощью ЭБУ (электронного блока управления). Система получает информацию со своих основных датчиков:
- угла поворота руля;
- ускорения и углового вращения кузова;
- давления в тормозной магистрали.
Программа сравнивает положение автомобиля с эталонным (для данного маневра) алгоритмом и корректирует выявленные несоответствия следующими блоками:
- ABS – предотвращает блокировку колес при торможении;
- EBD – перераспределяет тормозные усилия;
- EDS – блокирует дифференциал;
- ASR – отключает противобуксовку.
Если датчики продолжают выдавать информацию, близкую к критической, ESP вмешивается в работу двигателя сокращением подачи топлива, притормаживает машину (при необходимости, до полной остановки).
Опрос датчиков и анализ полученных данных происходит 3000 раз в минуту (с интервалом 20 мс). ESP работает постоянно: выравнивание автомобиля производится независимо от скорости движения, действий человека и дорожных условий.
Эффективность работы системы курсовой устойчивости очень высока, но опытные водители и любители драйва ворчат по поводу её слишком придирчивого контроля их действий.
Что отключает кнопка ESP OFF
Качественный контроль и корректирование поперечной динамики автомобиля свел к минимуму срывы в занос, опрокидывание, боковое скольжение, снизил аварийность на дорогах почти на треть. Водители привыкли к работе электроники, большинству из них и в голову не приходит, что систему стабилизации можно отключить.
Однако такая полезная функция автопроизводителями все-таки предусмотрена: временно систему отключает кнопка ESP OFF или кнопка со значком «Скользкая дорога».
Алгоритм срабатывания кнопки не унифицирован и отличается на разных моделях авто. Например, в Hyundai Creta (и большинства других автомобилей), первое нажатие отключает только ASR. Вторым нажатием и 3-х секундным удержанием кнопки, отключается ESP.
Часть фирм (Mercedes) не предусмотрела даже частичного отключения системы стабилизации движения. В таком случае и кнопку OFF искать бессмысленно. Добиться ограничения действий системы курсовой устойчивости можно только перепрошивкой программного обеспечения. Вносить изменения в заводские настройки рекомендуется в сервисных центрах.
Отключение стабилизации может понадобиться для подъема по обледеневшему склону, позволит выбраться из глубокой лужи, т. е. в ситуациях необходимой пробуксовки колес. Отключить ЕСП навсегда не удастся. Свобода действий будет относительной и недолгой: при увеличении скорости до 50-60 км/час, рискованном повороте, в ситуации, которую система сочтет опасной, «поводок» снова натянется.
Зачем нужна противобуксовочная система
ASR (Automatic Slip Regulation) – часть активной системы безопасности, главной задачей которой является сохранение прочного сцепления колес ведущей оси с дорогой при движении в сложных условиях: по льду, раскисшему проселку, мокрой траве. Блок управления системы имеет датчики на каждом колесе ведущей оси и регулирует скорость их вращения так, чтобы не допустить пробуксовывания.
До достижения пороговой скорости, регулирование числа оборотов буксующего колеса достигается за счет увеличения давления в тормозных цилиндрах с нужной стороны.
На высокой скорости аналогичное воздействие, по команде БУ, производит двигатель, снижая крутящий момент на стороне пробуксовки. В результате ведущие колеса вращаются в обычном режиме (без отключения дифференциала), но с разными скоростями. Машину «вытягивает» колесо, которое не пробуксовывает.
Когда противобуксовочная система только мешает
На машинах, оснащенных ASR, водители чувствуют себя уверенно на скользких дорогах, при вхождении в повороты, обгонах и других маневрах, требующих сохранения угловой устойчивости. Но при попытках освободить авто из снежного плена, вытащить «враскачку» из глубокой лужи система противобуксовки очень мешает.
Такие ситуации не внесены в программу устройства, алгоритма действий не существует и система начинает работать наугад – то «душить» двигатель, то притормаживать колеса в самый неподходящий момент. Да и любители экстремального вождения не могут развлекаться вхождением в неуправляемый занос, если АСР не выключена.
Автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы двумя способами: кнопкой ASR OFF или определенной последовательностью действий, описанных в инструкции по эксплуатации. Наконец, «кулибины» предлагают просто извлечь соответствующий предохранитель. На панели управления загорается индикатор неисправности АСР, напоминающий о необходимости вернуть систему в исходное состояние.
Умная электроника значительно облегчает жизнь автовладельца, но полагаться на неё абсолютно, не следить за индикацией, ездить зимой на летней резине, использовать стертые тормозные колодки, превышать скорость вхождения в повороты малого радиуса – верх глупости. Производители совершенствуют свою технику, но физику не отменяют.