Уход за автомобилем, а точнее, за его системами и узлами подразумевает замену ряда расходных материалов – расходников. К ним относятся не только элементы типа свечей или фильтров, но и различные жидкости и смазки.
Тормозная жидкость
К жидкости применяется ряд требований – она должна смазывать поршни в рабочих цилиндрах, работать в интервале температур от 150 до -30. Также она не должна растворять резиновые элементы тормозной системы — шланги, прокладки, уплотнители.
Тормозные жидкости бывают синтетические, минеральные и на основе силикона. Последняя, к сведению, очень дорогая.
Возникает вопрос – что может испортить жидкость настолько, что её нужно менять? Ответ прост – попавшая в неё влага. Обычно в тормозной системе образуется конденсат воды от сильных перепадов температур. Например, жидкость сильно нагревается во время длительного торможения в горной местности. А всего 3% воды в системе торможения снижают температуру закипания на 60 градусов. То есть, старая жидкость способна испарится уже при 70оС. Именно поэтому рекомендуется менять её не реже чем 1 раз в 2-3 года.
Масло в КПП
Масло для коробки передач бывает синтетическим, минеральным и полусинтетическим. Вязкость определяется по верхней температуре при которой она начинает изменяться, например, 75W,80W, 90W, 110W. Для каждого типа коробки выбирается оптимальный коэффициент вязкости с учётом времени года.
Для автоматической коробки передач важно, чтобы масло не пенилось, поэтому требования к нему особенные. Соответственно оно дороже.
В процессе эксплуатации автомобиля температура в коробке передач может достигать 150оС, в таких условиях любое масло постепенно теряет свою вязкость и перестаёт защищать детали от трения. Чтобы этого избежать и продлить жизнь коробке передач, масло в трансмиссии необходимо менять хотя бы раз в год.
Антифриз
Антифриз — это жидкость для системы охлаждения двигателя. По сути это вода с добавленным в неё техническим спиртом, противопенными присадками, антикоррозийным веществом и др. Главное, чтобы вещество не замерзало при низких температурах и не закипало при повышенных.
В процессе использования спирт из антифриза испаряется, а конденсат разбавляет его. В итоге антифриз теряет часть своей способности не замерзать и не закипать. Бывает так, что хозяин авто уверен в своём антифризе и думает, что он не замёрзнет при -30 градусах. А тот в итоге замерзает при -10, в итоге, двигатель испытывает колоссальные нагрузки. Это происходит потому, что антифриз давно не обновлялся. Менять его нужно 1 раз в 2 года, но можно и чаще.
Топливный фильтр
Данное устройство призвано задерживать мелкие фракции, плавающие в топливе. Если бы фильтра не было, то мелкий мусор из топлива быстро забивал форсунки в инжекторных двигателях и жиклёры в карбюраторных. Так что несмотря на своё сравнительно простое устройство и дешевизну, топливный фильтр — это очень важный элемент в автомобиле. Менять его необходимо по мере загрязнения, так как чистота топлива у разных производителей различная.
Свечи зажигания
В среднем менять свечи нужно каждые 30-50 тыс. км. Но зависит это от качества свечи и количества электродов. Например, трёхэлектродная свеча живёт дольше обычной в 3 раза. А если электроды выполнены из иридия или покрыты платиной, то жизнь такой свечи ещё дольше.
В автомобиле есть ещё ряд расходников и жидкостей, которые, нужно регулярно менять. И не только для того, чтобы автомобиль дольше работал без поломок, но и чтобы водитель в нём находился в безопасности. Например, если не менять фильтр в кондиционере, то водителю грозят заболевания лёгких, так как в системе накапливаются опасные бактерии. Приобретая автомобиль, нужно в первый же день внимательно прочитать техническое руководство по использованию и уходу за ним.