Неполадки с генератором проявляют себя по-разному, но и не появляются неожиданно, как снег на голову. Водитель может вовремя заметить неисправность и устранить проблему.
Проблемы с пуском двигателя
Одним из верных симптомов неисправности генераторного блока является неуверенный запуск мотора машины. Когда с генератором имеются какие-либо проблемы, аккумуляторная батарея недополучает заряд и не имеет возможности прокручивать стартер в нормальном режиме. Быстрый разряд аккумулятора очень часто является прямым следствием неисправности генераторного узла.
Типичная ситуация — поломка электронного компонента реле-регулятора:
- генератором выдается больший ток, чем необходимо;
- происходит выкипание электролита;
- аккумуляторная батарея выходит из строя.
Стоит отметить, что часть современных автомобилей имеет обыкновение не заводиться при напряжении бортовой сети менее 12 В, однако при этом аккумулятор способен прокручивать стартер.
Тусклый или мерцающий свет фар
Данная неисправность особенно заметна в темное время. Автомобильные фары тускло светятся, их яркость меняется при увеличении/снижении оборотов мотора, также прослеживается зависимость, связанная с нагрузкой на электрическую систему.
Странное поведение осветительных устройств требует принятия срочных шагов:
- ревизию и диагностику собственно генератора;
- осмотр и регулировку или замену приводного ремня.
То, что устройство не справляется со своей задачей, можно также определить по приборной панели и салонному освещению — симптомы все те же — изменение яркости работающих ламп.
Светится пиктограмма на приборной панели
Горящий или мерцающий символ в виде батареи на приборной панели говорит о наличии у автомобиля серьезных проблем с зарядом. Бортовой компьютер предупреждает, что аккумулятор скоро полностью разрядится и перестанет подавать напряжение на свечи зажигания.
Время его работы зависит от многих факторов:
- состояние самой аккумуляторной батареи;
- число и мощность задействованных компонентов — потребителей энергии.
Чтобы продлить время работы источника электроэнергии в аварийном режиме, рекомендуется обесточить аудиосистему, по возможности — освещение, обогрев, кондиционирование салона. Далее ситуация требует оперативного вмешательства специалиста, так как для большинства моделей современных аккумуляторов уже первый глубокий разряд равнозначен смерти.
Свист приводного ремня
Довольно часто при запуске непрогретой системы можно услышать неприятные свистящие звуки. Обычно они возникают при слабом натяжении приводного ремня ротора генератора.
Если вовремя не устранить неисправность, возможен ряд неприятностей с авто:
- из-за ненадлежащей работы генератора появятся проблемы с подзарядкой аккумулятора;
- так как во многих современных машинах привод связан с другими устройствами (насосом гидроусилителя руля, компрессором кондиционера и прочими компонентами), есть вероятность их поломки.
Более или менее продвинутые модели авто оборудованы приводным ремнем ротора генератора с автонатяжением. На дешевых машинах, как правило, автоматический узел не предусмотрен конструкцией, поэтому растягивание элемента требует ручного регулирования.
Перегрев или разрушение ремня
Дым и неприятный запах из-под капота могут исходить от ремня привода генератора. При внимательном рассмотрении компонента на нем самом часто бывают заметны отслоения, рядом — кусочки резины. Это верные признаки заклинивания генератора или обводных роликов.
В тяжелых случаях оборванный приводной ремень является причиной серьезных проблем:
- куски резины попадают под ремень привода газораспределительного механизма;
- происходит нарушение фазировок газораспределения;
- имеет место поломка двигателя.
Но, как правило, последствием обрыва или перегрева ремня является отключение генератора. При наличии указанных симптомов следует скорее проверить шкив генераторного блока, который должен свободно вращаться и не иметь перекосов.
Звон или шуршание узлов агрегата
В генераторе установлено несколько подшипников качения, которые работают в условиях высоких нагрузок и экстремальных температурных режимов. Обычно ресурс этих подшипников весьма невелик.
Сильный износ и потеря смазки приводят к ряду проблем с генератором:
- появляются посторонние шумы;
- перекашивается, начинает подклинивать ротор;
- возможно полное разрушение подшипников.
Кроме того, источником шуршания и звона часто бывает демпферная муфта. Этот компонент также быстро изнашивается и подвержен деформации. Неисправные узлы меняются только со снятием и разборкой генератора.
Электрический вой или гул
Такое возможно при замыкании обмоток стартера генератора. Звук напоминает работу двигателя общественного электротранспорта. Устраняется неисправность в специализированном сервисе.
Иногда неполадки генератора могут быть коварны, проявляя себя в самый неожиданный момент. По этой причине следует убедиться в исправности генераторного блока перед длительной поездкой.