Знакомая ситуация – едешь по трассе, жарко, солнце палит, двигатель работает с напрягом, а в горку вообще не тянет, и тут из-под капота начинает валить густой белый пар. У опытного автомобилиста такую ситуацию представить сложно. Он всегда следит за температурой охлаждающей жидкости (ОЖ) на приборной панели и не может допустить, чтобы она хотя бы однократно дошла до красной зоны. Ведь перегрев двигателя – прямой путь к его капремонту или покупке нового. А это дорогое удовольствие.

Основных причин перегрева мотора 3:

  • воздушная пробка в системе охлаждения;
  • забитый радиатор;
  • нерабочий вентилятор.

Воздушная пробка в системе охлаждения

У автомобильного двигателя два круга циркуляции ОЖ:

  • малый – пока двигатель холодный, она циркулирует по рубашке охлаждения и не заходит в радиатор;
  • большой – когда ОЖ достигнет определенного температурного показателя, срабатывает термостат, который впускает ее в радиатор.

Если движения ОЖ по большому кругу циркуляции недостаточно для того, чтобы двигатель нормально охлаждался, подключается вентилятор.

Воздушная пробка нарушает работу системы охлаждения. Воздух попадает внутрь через:

  • видимые невооруженным глазом повреждения патрубков и шлангов;
  • незатянутые или неисправные затяжные хомуты;
  • незаметные невооруженным глазом трещины в резиновых патрубках.

Определить, что именно воздушная пробка оказалась причиной перегрева двигателя, можно следующим образом:

  • проверить уровень ОЖи в расширительном бачке;
  • выявить возможную течь тосола;
  • проверить, хорошо ли закреплены хомуты.

Параллельно проверяют работу термостата, помпы и вентилятора охлаждения. Если с ними все в порядке, с вероятностью 95% можно предположить наличие воздуха в системе охлаждения.

Забитый радиатор

Радиатор – основной элемент системы охлаждения. ОЖ начинает циркулировать через него, когда нагреется до определенной температуры. Радиатор представляет собой уменьшенную копию пластинчатой батареи. Охлаждающая жидкость циркулирует по трубке. Во время движения автомобиля радиатор остывает от встречного воздуха. Соответственно охлаждается и циркулирующая в нем жидкость.

Если радиатор забит снаружи (пухом, пылью, насекомыми, грязью) или изнутри (накипь), это увеличивает его теплоемкость. Другими словами он хуже остывает и уже не может корректно выполнять свою функцию.

Необходимо регулярно промывать радиатор изнутри и снаружи. Сделать это можно на станции техобслуживания.

Нерабочий вентилятор

Вентилятор – третья ступень охлаждения двигателя. Он подключается после срабатывания термостата, когда циркуляции ОЖ через радиатор уже недостаточно. Вентилятор может выйти из строя из-за того, что:

  • ослаб ремень, который приводит его в движение;
  • вытекла силиконовая смазка из муфты.

Для уточнения, что именно эта неисправность стала причиной перегрева двигателя, нужно исключить поломку термостата.

Нельзя допускать нагревание автомобильного движка до максимальных температур. Это сильно укорачивает его срок службы, а иногда приводит к критической поломке. Регулярно проходите ТО. Это поможет избежать большинства непредвиденных ситуаций, связанных с системой охлаждения двигателя.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!