Для начинающих водителей движение на задней передаче — это настоящее испытание. Однако, даже опытные водители порой создают аварийные ситуации, ошибочно считая свой манёвр полностью безопасным. Что же мешает водителям двигаться назад так же хорошо, как и при движении вперёд? Отсутствие опыта, незнание простых правил или что-то другое? Давайте разбираться вместе.
Существуют ли ограничения по использованию зеркал или просмотру через заднее стекло
Всех водителей при движении задним ходом условно можно разделить на 2 типа:
- совершают манёвр, ориентируясь на обзор через стекло;
- двигаются назад, ориентируясь по зеркалам.
Эксперты по контраварийному вождению выделяют второй вариант как наиболее безопасный.
Дело в том, что при движении вполоборота водитель управляет транспортным средством одной рукой и не может в полной мере контролировать габариты автомобиля. У большинства автомобилей имеется «передний свес» — часть автомобиля от начала переднего бампера до начала переднего колеса. Именно она чаще всего страдает при движении назад. При повороте головы водитель хорошо контролирует ситуацию сзади, однако совсем не видит обстановку спереди.
Минусы движения с обзором через заднее стекло:
- отсутствие контроля передней части авто;
- неудобство управления одной рукой;
- переключение внимание между видом сзади и спереди ТС (отсутствие полной картинки).
Ограничением по использованию зеркал являются так называемые «мёртвые зоны». Как бы хорошо ни были настроены зеркала, такие зоны есть у каждого автомобиля. Для наибольшего контроля за ситуацией допускается небольшой поворот головы при совершении манёвра.
При использовании изогнутого зеркала заднего вида может происходить искажение реального расстояния, а следовательно возникает риск создания аварийной ситуации. В этом случае также целесообразно осуществлять дополнительный контроль дорожной обстановки при помощи поворота головы.
Минусы данного способа движения:
- сложность в освоении;
- небольшое искажение реального расстояния.
В некоторых странах движение задним ходом по зеркалам и вовсе запрещено. Существуют также ситуации, когда обзор по зеркалам значительно затруднён. Именно поэтому водителям важно уметь пользоваться двумя способами.
Что ещё, кроме зеркал и естественного обзора помогает при парковке
Современные автомобили, часто даже в самой базовой комплектации, снабжены специальными устройствами для безопасной парковки: парктрониками и камерами заднего вида.
Парктроник (парковочный радар) — специальное устройство, измеряющее расстояние от вашего автомобиля до препятствия. Он состоит из специальных датчиков, которые крепятся на бампер автомобиля, и электронного блока. При опасном сближении устройство подаёт звуковой или световой сигнал водителю. В зависимости от модели, парктроники могут содержать от 2 до 10 датчиков. От их количества зависит точность информации.
Камера заднего вида — это прибор, значительно улучшающий обзор и отображающий препятствия, которые не видно в зеркале заднего вида. Она также наделена режимом светочувствительности для движения в темноте.
Камера представляет собой комплекс устройств, который состоит из оптического блока и устройства отображения информации (ЖК монитора). Телекамера оснащена светочувствительным сенсором. Она обладает довольно миниатюрными размерами и крепится на бампере сзади авто или в рамке номерного знака. Сам экран устанавливается внутри салона на приборную панель.
Устройство включается автоматически при переключении передачи. На экране отображается реальная картинка дорожной обстановки и виртуальные парковочные линии.
Устройство позволяет водителю увидеть все препятствия на пути, а также даёт возможность комфортной парковки в стеснённых условиях. Тем самым человеку не нужно по несколько раз за парковку выходить из машины и сверять расстояние до помехи или другого транспортного средства.
Использование парктроников или камеры — очень удобная функция как для начинающих, так и для опытных водителей.
Как правильно сдавать назад
Главное при движении задним ходом — правильно настроенные зеркала. В зеркале заднего вида должно быть видно всё заднее стекло. Боковые зеркала следует устанавливать по линии горизонта. В них должно отображаться 20% автомобиля и 80% пространства вокруг.
При движении назад необходимо включить «аварийку» и оценить обстановку по зеркалам. Во время совершения манёвра по прямой следует придерживаться минимальной скорости автомобиля, руль держать прямо.
Осуществляя поворот необходимо:
- оценить ситуацию до посадки в авто;
- настроить зеркала;
- медленно начать движение, выкручивая руль в нужную сторону;
- тщательно контролировать переднюю часть автомобиля.
При повороте задним ходом хвостовая часть кузова уходит вправо, а капот налево. Радиус поворота переда машины намного больше радиуса задней части. Это следует учитывать, чтобы не задеть рядом стоящие автомобили.
Когда оборачиваться назад при маневрировании бессмысленно
Водители некоторых автомобилей вынужденно выбирают способ движения задним ходом, ориентируясь только по зеркалам. Неудобства испытывают владельцы цельнометаллических фургончиков, сильно тонированных авто или транспортных средств с маленьким задним стеклом.
В таких случаях целесообразно использовать обзор с помощью боковых зеркал. Также рекомендуется установить парктроники или специальную камеру.
Когда стоит оборачиваться, если сдаёшь назад
Оборачиваться следует в случаях если:
- информации из зеркал недостаточно для оценки дорожной ситуации;
- искажение информации зеркалами;
- наличие мёртвых зон, которые не видны в зеркалах, но хорошо различимы через заднюю полусферу.
Поворот головы служит для получения более точной картинки происходящего. Чаще всего водители прибегают к этому приёму после осмотра по зеркалам, чтобы убедиться в полной безопасности манёвра.
Движение задним ходом — важный навык для любого водителя, который, впрочем, нарабатывается со временем. Знание основных нюансов поможет вам избежать неприятных ситуаций на дороге и во время парковки. А следственно и сохранить ваши нервы и здоровье.