Пробег автомобиля сильно влияет на его стоимость при продаже и является одним из основных критериев при покупке. Но показания одометра не всегда достоверны: пытаясь сбыть машину подороже, недобросовестный продавец скручивает пробег. Существует несколько способов определить, соответствуют ли показания приборов истинному пути, пройденному транспортным средством.
Визуальный осмотр
Внешний облик автомобиля — один из показателей величины пробега. Лакокрасочное покрытие страдает от мелких камней, вылетающих из-под колес движущихся автомобилей: царапины, сколы и даже вмятины сигнализируют о пройденном пути. Чем больше повреждений, тем значительнее пробег. То же можно сказать о бампере. На ручках дверей при долгой эксплуатации стирается краска.
Стекла
Состояние лобового стекла — важный фактор в оценке. Его замена перед продажей нерентабельна, поэтому степень затертости и число мелких сколов говорят о том, сколько тысяч километров на самом деле прошел автомобиль. Стеклоочистители оставляют следы и на стеклах задних дверей: помутнение — признак, что машина преодолела много километров.
Оптика
Пластиковые фары со временем мутнеют, а на стеклянных заметны следы от камушков, как будто поверхность попала под пескоструй. Отполированный рассеиватель — повод насторожиться: возможно продавец хочет скрыть факт, что оптика ударно поработала. Необходимо внимательно осмотреть зеркальную поверхность отражателя: мутные пятна и выгорания свидетельствуют о продолжительности эксплуатации.
Оценив машину снаружи, следует перейти к осмотру интерьера.
Рычаг коробки передач
Рычаг КПП, как показатель пробега, нужно рассмотреть в двух плоскостях:
- набалдашник;
- кулиса.
Затертость ручки не претендует на очевидные сигналы. Есть водители, которые постоянно держат руку на рычаге, даже если трансмиссия автоматическая. Другие после переключения передачи (даже в случае с МКПП) сразу переносят руку на рулевое колесо. В какой машине при одинаковых пробегах ручка будет затерта больше? Конечно, в первой.
Устройство кулисы таково, что при длительной эксплуатации автомобиля в узле возникает люфт. И даже если в работе самой коробки особых изменений пока не наблюдается, то серьезный люфт кулисы говорит о том, что пробег не маленький.
Осмотр сидений
Начинающийся износ обшивок кресел — очевидный показатель пробега от 50 тысяч километров для автомобилей бюджетной ниши, например «корейцев». Немецкие производители используют в работе качественные материалы, и первые признаки износа сидений могут проявиться и на 150 000 км. 70–100 тысяч километров выдерживает материал обшивки кресел японских и европейских машин. То есть, до полусотни тысяч километров салон любого автомобиля будет выглядеть как новый.
При осмотре сидений в первую очередь обращают внимание на элементы боковой поддержки. Затем на наличие потертостей и заломов на спинке и подушке. Если салон кожаный, трещины укажут на интенсивную эксплуатацию автомобиля. Об этом же свидетельствует выраженная продавленность водительской подушки. Это один из важных индикаторов: если кресла были защищены чехлами, потертостей может и не быть, а от нагрузки под весом человека чехлы не спасают.
Если обшивка сидений перетянута, возможно, владелец желает скрыть, насколько сильно был изношен материал в процессе эксплуатации. Сиденья закрыты чехлами? Обязательно следует заглянуть под них и оценить внешний вид спинки и подушки.
Ходовая часть
Определить по состоянию ходовой части, было ли вмешательство в одометр, поможет грамотный автомеханик, хорошо разбирающийся в конкретной марке автомобиля и знающий сроки службы деталей подвески: пыльников ШРУС и стоек амортизаторов, сайлентблоков и элементов тормозной системы.
Сайлетнблоки
Судить о пробеге можно по степени их износа:
- небольшие трещинки на эластичной части допустимы и говорят о незначительном пробеге;
- деформированные резиновые вставки, выпирающие из обоймы, могут сигнализировать о большом пройденном пути.
Но нужно понимать, что если автомобиль эксплуатировался в тяжелых дорожных условиях (асфальт с выбоинами, бездорожье), износ сайлентблоков будет выше. Поэтому нужно оценивать показатели состояния ходовой вкупе с данными, полученными при осмотре других узлов, механизмов и элементов транспортного средства.
Насторожить должны и новые запчасти, установленные взамен тех деталей, ресурс которых еще не должен быть выработан к существующему пробегу.
Учитывая, что на разных моделях машин срок службы деталей ходовой отличается, выявить несоответствие состояния подвески показаниям одометра сможет только автослесарь с большим опытом работы.
Тормозные диски
Бывает, что перед продажей тормозные диски заменяют новыми, но не часто, так как стоимость и запчастей, и работы по их установке делает эту процедуру нецелесообразной. А значит, в большинстве своем на продаваемых автомобилях стоят «родные» тормозные диски, и нужно смотреть на их износ.
Тормозные колодки постепенно стирают диск, но по краю остается фаска. Соответственно, чем она выше, тем больше пробег. Но учитывая, что эксплуатационный срок детали в среднем составляет 50 тыс. км, в качестве показателя пробега этот элемент может выступать на «свежих» машинах. То есть, если на одометре цифра 35 000–40 000 км, а диски стоят новые, можно предположить, что показания прибора недостоверны.
Состояние выхлопной системы
Цвет побежалости на коллекторе проявляется уже при первых километрах пробега, так как это самая горячая зона выхлопной системы. К 25 тыс. км коллектор полностью становится рыжеватым. Выхлопная труба покрывается ржавчиной, если автомобиль проехал свыше 70–80 тыс. км. Обратить внимание нужно на резиновые манжеты крепления выхлопной трубы — со временем они «дубеют».
К сожалению, универсальной методики определения истинного пробега автомобиля не существует. Нужно оценить множество показателей, сопоставить состояние узлов и механизмов автомобиля, его внешний вид, интерьер — все вместе эти факторы становятся хорошим инструментом борьбы с недобросовестными продавцами и перекупщиками машин.