Конечно, удобнее всего, если в автомобиле присутствует индикатор износа колодок. Лампочка на приборной панели или характерное дребезжание механического датчика подскажут, что пришло время посетить СТО. Если же данной опции в вашей машине нет, или по каким-то причинам датчик вышел из строя, придётся ориентироваться по другим признакам.
При резком торможении ощущается биение
Фрикционный слой на тормозных колодках в ряде случаев изнашивается неравномерно. Причины этому могут быть следующие:
- Неправильная установка колодок — при замене невнимательный мастер мог перепутать правую и левую части.
- Деформация тормозного диска, сколы, полосы, оставленные стёртыми «в ноль» колодками.
- Тормозные накладки низкого качества — фрикционный слой в таких экземплярах может запросто трескаться и крошиться в процессе эксплуатации.
Из-за неравномерного истирания в колодке образуются трещины, сколы, в результате она начинает не плотно прилегать к поверхности диска. Как следствие, может ощущаться необычный шум, стук и биение в районе колёс при попытке остановиться. В дополнение к этому, при сильном износе фрикционной части, в момент нажатия на педаль тормоза вы услышите характерный неприятный пищащий звук.
Тормозная система ведёт себя неадекватно
Одним из верных признаков того, что колодки пришли в негодность, является странное поведение педали тормоза:
- Непривычно мягкий ход, проваливание педали до пола говорит о понизившемся уровне тормозной жидкости из-за чрезмерного истирания колодок.
- Также вас должен насторожить увеличившийся тормозной путь. Если автомобиль уже не так отзывчив к нажатию на педаль и вам требуется больше времени для полной остановки — не стоит тянуть с обращением в СТО.
- Необычно резкое срабатывание тормозов, блокировка даже при лёгком нажатии на педаль так же не сулит ничего хорошего. Это может означать, что колодки стёрлись до металлического основания, и торможение происходит за счёт трения этого металла о поверхность диска. Такая ситуация-повод незамедлительно заменить колодки, иначе впоследствии придётся менять ещё и диски.
Тормозная пыль на колёсных дисках с примесью металлической стружки
В идеале, при осмотре тормозного узла вы увидите чёрную угольную пыль на диске, равномерно распределённую по его поверхности. Такой след оставляет фрикционная накладка, стирающаяся при торможении.
Присутствие металлических частичек, стружки красноречиво свидетельствует лишь об одном — тормозная колодка износилась до основания и царапает диск.
К сожалению, проверить таким способом автомобиль с литыми дисками не получится — придётся снимать колесо. Зато в этом случае легко визуально оценить состояние тормозной колодки: сквозь большие отверстия будет видна по крайней мере наружная накладка.
- Толщина фрикционного слоя в 5 мм — это реальный повод для замены накладки.
- Ситуация, когда колодку и диск разделяют 1,5 — 2 мм, должна встревожить любого автомобилиста. Если продолжать пользоваться машиной с критическим состоянием колодок, в конечном счёте можно «убить» и диск, и тормозной цилиндр.
Если при торможении вы стали замечать любые отклонения от привычной нормы, это серьёзный повод для обращения на станцию техобслуживания. Неполадки в тормозной системе всегда требуют незамедлительного ремонта, ведь в результате от этого зависит жизнь и здоровье. Ваше и ваших пассажиров.