При включении передачи заднего хода можно услышать нехарактерные звуки. Они похожи на тихое рычание или жужжание. Некоторые водители даже опасаются подобного шума, и считают, что коробка начинает «умирать». Но действительно ли это связано с неполадками в работе трансмиссии? Или это нормальный звук при езде задним ходом.
Что издаёт звук
Включая передачу «R», машина начинает гудеть специфическим образом. Этот шум можно встретить как на механике, так и на автоматической коробке передач. Удачнее всего его сравнить с приглушённым «жужжанием» или тихим «рычанием».
Подобные звуки издают детские инерционные машинки, в которых установлен маховик. При разгоне подобные игрушки начинает гудеть. Примерно такой же, но усиленный звук можно услышать при езде задним ходом на настоящей машине. Особенно на старых моделях автомобилей.
На самом деле сходство звуков между детской машинкой и настоящим автомобилем легко обосновывается. В обоих механизмах используют схожие шестерни. Только в игрушке они расположены на задней оси машинки, а в автомобиле — в коробке переключения скоростей.
Особенности конструкции КПП
Для понимания всех процессов, которые происходят в коробке передач, нужно разобраться с принципом её работы. Чаще всего данный звук можно услышать именно на механике, поэтому её и возьмём в качестве примера.
В трансмиссии крутящий момент передаётся через систему шестерней. В коробке используют два основных типа данных деталей:
- Косые или «косозубые». Бороздки данных шестерёнок располагаются «винтом». Они закручены как бы по спирали.
- Прямые или «прямозубые». В этих деталях бороздки идут ровными, прямыми насечками. Перпендикулярно относительно диска шестерни.
Для передачи крутящего момента скоростей используют косые шестерни, а для заднего хода в основном только прямые.
Почему шестерни разные
Первые коробки переключения передач комплектовались именно прямозубыми шестернями. Такое решение было малоэффективно, поэтому инженеры принялись искать новые варианты. Им требовалось сделать такой узел, который сможет передавать больший крутящий момент на высокой скорости. При этом нужно было снизить уровень шума, который издавала коробка на прямозубых компонентах.
Так были изобретены шестерёнки косого типа. Однако многие компании посчитали рачительным устанавливать нововведение для переключения всех передач, включая заднюю. Для движения вперёд использование косозубых шестерней было оправдано, а вот для скорости «R» было решено оставить старые прямозубые детали. Тем более они обходились дешевле.
Почему прямозубые шестерни шумят
Для понимания природы шума на задней передаче, нужно разобраться в механике работы обоих типов шестерёнок:
- У косозубых деталей пятно контакта больше. В постоянной сцепке находятся от 2 до 3 бороздок. Больший коэффициент перекрытие не создаёт шумов.
- Прямые шестерни каждый раз как бы ударяются друг об друга, создавая микропостукивания, которые на скорости преобразуются в жужжание.
Конечный гул от работы прямых зубьев частично гасится в коробке трансмиссионным маслом.
Почему у многих современных машин гула нет
Но почему же мы не слышим подобный гул на новых моделях авто, включая машины с механической коробкой передач? Ответ прост. Все современные КПП работают исключительно на косозубых шестернях. Именно поэтому при движении задним ходом водитель не слышит никаких посторонних звуков.