Наверняка каждый начинающий водитель, который учился на механике, знает о таком термине, как двойное сцепление. Данное понятие уходит своими корнями к старым советским грузовым авто. Но сегодня двойное сцепление — это новый принцип работы КПП. Вернее его роботизированная версия. Разберём механику работы данного узла и его предназначение.
Когда устанавливаются два сцепления
Действительно, в старых механических коробках передач двойное сцепление было оправданным решением. Этот принцип работы использовался в работе грузовой техники. Однако не стоит путать термин «двойное нажатие сцепления» и «двойное сцепление». Первое как раз отсылает нас к старым советским грузовым машинам. Второй термин более современный. Он берёт начало с 1980 года, и уж точно не подразумевает наличие двух педалей, выполняющих одну и ту же функцию. В случае современного двойного сцепления, мы говорим о РКПП. Проще говоря — о роботизированной коробке передач.
Первые принципиальные схемы коробки передач с двойным сцеплением были описаны французским инженером, механиком и изобретателем Адольфом Кегрессом в середине прошлого столетия. Но это изобретение так и не увидело свет. В 1980 году данную идею взялись разрабатывать инженеры гоночной команды Porsche. Они сделали первый действующий прототип роботизированной коробки передач, которая состояла из аналоговых компонентов.
Трансмиссия получилась довольно громоздкой, тяжёлой и малоэффективной. При этом для старта болида всё равно требовалось выжимать педаль сцепления. Но начало было положено. Гоночный Porsche 956 показывал неплохие результаты на треке, и руководство компании решило продолжать разработку перспективной коробки передач.
Ещё в начале сделки по покупке Porsche немецким автохолдингом Volkswagen AG было решено совершенствовать прежние наработки по РКПП. Так, в 2003 году была выпущена первая роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Она получила название DSG (Direct Shift Gearbox), что переводится как коробка «передач прямого переключения».
Позже появилась более усовершенствованная версия данной трансмиссии под названием DCT (Double Clutch Transmission). В данной коробке уже нет ничего общего с АКПП или вариатором. Тут отсутствует гидротрансформатор, нет шкивов с ремнями, и нет планетарных редукторов. DCT — это логическое, эволюционное развитие трансмиссии, где роботизированная коробка берёт все лучшие качества от своих предшественников.
Зачем нужны два сцепления
Чтобы понять важность данного технологического решения, необходимо разобраться в устройстве роботизированной коробки передач.
Как известно, сцепления служит для смыкания и размыкания валов трансмиссии с движущимися осями авто. В РКПП стоит сразу два вала, которые располагаются по схеме «один в другом». На первом валу находятся шестерни с нечётными скоростями, а на втором — с чётными. В момент включения первой передачи активируется первый вал. Но в этот же момент шестерёнки второго вала зацепляются за работу первого, ведущего к дифференциалу. Получается коробка «ждёт», когда водитель переключит передачу и моментально отрабатывает включение более высокой скорости. Данный принцип работает для всех передач.
Двойное сцепление как раз работает на размыкание одного вала и синхронное смыкание второго. В результате трансмиссия переключает скорости без дёрганий и рывков.
Какие автомобили оснащаются «роботом» с двумя сцеплениями
В рамках данной статьи мы не будем рассматривать первые РКПП, которые ставили ещё в конце 90-х годов. Перечислим лишь самые популярные роботизированные коробки, встречающиеся на современных автомобилях. В списке будет указана марка автомобиля, название трансмиссии и её производитель:
- Ауди, S-троник, Борг-Уорнер;
- Вольво, Пауэр-Шифт, Гетраг;
- Ниссан, DSG, Гетраг;
- Порше, PDK, ZF;
- Сеат, DSG, Борг-Уорнер;
- Ситроен, DCS, Гетраг;
- Пежо, DCS, Гетраг;
- Фольксваген, DSG, Борг-Уорнер;
- Форд, Пауэр-Шифт, Гетраг;
- Шкода, DSG, Борг-Уорнер.
Перечисленные роботизированные трансмиссии являются одними из самых надёжных и распространённых по всему миру.