На стёклах современных российских и импортных автомобилей видны тонкие горизонтальные и вертикальные полосы. Их количество разнится в зависимости не только от марки, но и от модели автомобиля.
Виды проводящих нитей на задних стёклах автомобилей
Полоски на стекле автомобиля — проводящие нити различного назначения. Сделаны эти проводники из специального сплава и наклеены с внутренней стороны стекла при его производстве.
Проводящие нити подразделяются:
- горизонтальные полоски — токопроводники для оттаивания заднего стекла при обледенении и его обогрева при запотевании;
- вертикальные полоски — разнесённая оконная антенна (diversity window antenna), предназначенная для уверенного приёма передач радиостанций.
Радиоприёмные антенны на автомобилях
Типы радиоантенн
В настоящее время используются радиоантенны АМ и FM.
- FM-антенна принимает радиосигнал в диапазоне УКВ.
- АМ-антенна служит для приёма сигнала в диапазонах КВ, ДВ и СВ.
Размещение приёмных антенн
Короткие антенны АМ ранее устанавливали на крыше или переднем крыле автомобиля.
Длина антенны FM составляет не менее ¼ длины волны (70-80 см). С учётом скорости передвижения современных транспортных средств устанавливать длинную радиоантенну вне кузова автомобиля нерационально. Было найдено инженерное решение по использованию в виде приёмника волн FM проводящих нитей на заднем стекле автомобиля.
Для того чтобы не отбирать полезную площадь у системы обогрева стекла, их стали наносить вертикально. При этом использовалось от двух (FM, FM-2) до четырёх (АМ, FM, FM-2) антенных нитей.
Такая компоновка применяется на автомобилях Skoda Rapid и Octavia, Volkswagen Golf, новых моделях ВАЗ и других.
Радиопринимающие антенны в современных автомобилях
Вследствие разработки более эргономичных кузовов автомобилей и улучшения кормового обзора, верхнюю часть заднего стекла стали использовать под размещение антенной системы. Радиоприёмные нити расположили горизонтально.
В качестве антенн применяются 2-4 горизонтальные нити отдельного верхнего контура. Нити нижнего контура служат для обогрева заднего стекла.
Такое расположение стали использовать на автомобилях BMW, Mercedes, Audi, Mitsubishi, Volkswagen, Skoda, Toyota и других
Следует учитывать, что это решение применяется для кузовов седан, хэтчбек, купе.
На внедорожниках, с целью предотвращения обрыва проводов при открывании задней двери, антенную систему размещают на задних боковых стёклах.
Системы Diversity window antenna на автомобилях нового поколения
В передовых автомобилях разнесённые оконные антенные системы принимают сигналы:
- радиостанций;
- станций ТВ;
- пульта иммобилайзера (противоугонного устройства);
- центрального замка;
- навигационной системы;
- цифрового спутникового тюнера;
- автономного отопления;
- для сотового телефона и прочего.
В качестве антенных приёмников используются проводники электрообогрева стёкла.
Существует несколько видов приёмников сигнала, в зависимости от комплектации и исполнения кузова:
- 1 или 2 антенны FM (FM и FM-2);
- 1-4 телевизионных антенны (TV, TV-2, TV-3 и TV-4), для приёма аналоговых и цифровых телепередач;
- 1-2 антенны DAB (Digital Audio Broadcasting). Диапазон DAB III применяют при приёме цифровых радиосигналов, DAB L при приёме сигналов в больших городах и густонаселённых районах;
- антенна центрального замка;
- антенна сотового телефона;
- антенна автономного отопителя;
- антенна спутниковой навигационной системы;
- антенна цифрового спутникового радиотюнера.
Заднее стекло автомобиля BMW F90 M5:
Цифрами на фото обозначены:
- Заднее стекло.
- Антенна DAB с проводниками.
- Антенны FM и ТВ (TV) с проводниками.
- Антенна ТВ (TV-3) с проводниками.
5,6. Нижняя и верхняя зоны обогрева.
- Антенна FM-2 и ТВ (TV-2) с проводниками.
- Антенна АМ с проводниками.
Вертикальные нити-перемычки и передают сигнал на усилитель в салоне.
Прочие приёмники сигнала у этого автомобиля размещены на крыше и боковых стёклах.
Ремонт токопроводящих нитей
Антенные проводники в период эксплуатации автомобиля повреждаются по разным причинам. Обрывы проводящих нитей приводят к ухудшению качества радиосигнала либо к невозможности его приёма.
После установления, что причина отсутствия радиосигнала — обрыв токопроводящей нити, ремонт производится самостоятельно по следующей технологии:
- Место нарушения слегка зачищается мелкой наждачной бумагой.
- Обезжиривается спиртом.
- По обеим сторонам оборванной полоски наклеивается клейкая лента, с зазором на ширину нити.
- Место обрыва закрашивается токопроводящим клеем (Контактол и другие) в несколько слоёв, согласно инструкции производителя клея, с заходом на рабочие участки в 1-2 см.
- Снимается скотч.
- Клей высыхает в течение 24 часов.
- Производится проверка работоспособности антенны.
Вертикальные полоски на заднем стекле автомобиля — токопроводящие нити, не относящиеся к системе обогрева стекла. Они служат антенной приёма радиосигналов. В случае их обрыва возможен самостоятельный ремонт.