Сервис «Яндекс.Такси» на своих автомобилях проводит тестирование разработанного им специализированного бортового компьютера, который оценивает состояние водителя, степень его усталости и концентрации внимания. Предполагается, что аппараты, изготовленные по новой технологии, появятся на российском рынке видеооборудования в ближайшие несколько месяцев.
Зачем сейчас используют камеры для водителя в автомобиле
Для того, чтобы бороться с сонливостью водителя за рулем, выпускаются различные электронные устройства. Некоторые из них реагируют на наклон головы сидящего за рулем человека. Другие срабатывают при изменении кожно-гальванической реакции. Самыми эффективными считаются видеокамеры, контролирующие движения глаз.
Чтобы помочь управляющему автомобилем человеку преодолеть сонливость, такие приборы фиксируют движения век и глаз, длительность и частоту моргания. Угрозу засыпания водителя они определяют по замедлению движений глазных яблок, увеличению частоты миганий, анализу продолжительности закрытия глаз. В случае опасности засыпания подается тревожный звуковой сигнал.
Иногда для борьбы с сонливостью в автомобилях устанавливают системы приборов, которые помимо движений глаз фиксируют еще и положение головы. Компьютер анализирует состояние водителя, и в случае опасности засыпания помогает ему бороться со сном. Такие системы мешают засыпанию звуками, вибрацией водительского сидения.
Российская разработка
Недавно «Яндекс» представил российскому потребителю новую камеру для контроля поведения водителей во время работы. В отличие от привычных приборов видеонаблюдения, предназначенных для борьбы со сном, она фиксирует отвлечение человека за рулем.
Курение, отклонение от маршрута, техническое состояние автомобиля, превышение скорости, разговор по телефону – все это искусственный интеллект сравнивает с заложенными в него шаблонами. В случае тревожного прогноза по засыпанию и безопасности движения автомобиля, новая система отслеживания подает водителю сигнал.
С помощью компьютерного зрения и нейросети камера замечает все признаки усталости человека, анализируя для этого направление его взгляда и 68 точек лица. Если водитель по какой-то причине не следит за дорогой, прибор заметит это и подаст сигнал. Наблюдение происходит в режиме реального времени, но без интернета.
Как планируют использовать камеру
Новое видеооборудование собираются размещать в такси, маршрутках и автобусах, то есть там, где за счет большого скопления людей и повышенной нагрузки вероятность снижения внимательности водителя высока. Полученные камерой материалы планируется напрямую транслировать в ГИБДД.
Одновременно с использованием такого оборудования в некоторых импортных автомобилях устанавливаются водительские ассистенты, чтобы в критической ситуации электроника смогла взять на себя управление. Ведь констатация факта усталости водителя и трансляция информации о ней в ГИБДД сами по себе не снизят аварийность на дорогах.