Автомобиль ГАЗ-69 может быть незнаком молодому поколению, поскольку вживую его мало кто видел. Именно поэтому вокруг машины возникло большое количество различных мифов.
Автомобиль является разработкой Горьковского завода с нуля, хотя многие убеждены в обратном, искренне веря в то, что это своего рода аналог иностранных машин.
На самом деле перед инженерами завода было поставлено задание по созданию нового транспортного средства при значительной унификации с ГАЗ-20. То есть советский внедорожник должен был быть построен из деталей легкового автомобиля. Так и было сделано.
Советский внедорожник (в народе его знали как «козлик») не имел равных по проходимости, поскольку его разрабатывали в качестве машины для военных и работников сельского хозяйства. Даже легковой силовой агрегат позволял автомобилю преодолевать брод глубиной до 70 см и подниматься на холм с углом наклона в 30 градусов.
Такие возможности обусловлены большим дорожным просветом, который составлял 210 мм, приводом на все колёса, короткой базой и почти отсутствующими свесами. Всё это оснащение работает в паре с трёхступенчатой раздаточной коробкой.
Бытует мнение, что сначала машина выпускалась только с двумя дверьми, а потом исключительно с пятью, причём в Ульяновске.
На самом деле прототип пятиместной машины ГАЗ-69А появился практически в то же время, что и четырёхдверный восьмиместный.
Отличия заключались не только в количестве дверей и мест, разным было и расположение запасного колеса, объём баков (в первом случае их было два).
Одновременным был и выпуск в серийное производство, причём и в Горьком, и в Ульяновске.
Прозвище «козлик» автомобиль получил из-за своей конструкции. Машина была оснащена рессорной подвеской в передней и задней части. Благодаря такому решению она легко перевозила восемь человек или груз массой до 500 кг, а также буксировала прицеп массой до 850 кг даже по сельским грунтовым дорогам. Но если машину хотя бы немного перегрузить, она начинала прыгать по неровностям, «козлить». Отсюда и пошло название внедорожника.
Считается, что автомобиль за годы своего существования не подвергался модернизации. Эта информация в корне неверна.
Изменения почти не коснулись внешнего вида, но рулевое управление и привод стояночного тормоза со временем были доработаны. В 1970 году автомобиль получил новые ведущие мосты от УАЗ-452. Что касается внешних изменений, то их было не так много. Наиболее заметными являются дополнительные стёкла в тенте.
Отсутствие большого количества видимых модернизаций породило ещё один миф — о существовании прототипа с закрытым цельнометаллическим кузовом.
Такие машины действительно можно было увидеть на дорогах СССР.
Однако их выпуском занимались авторемонтные заводы, которые изготавливали машины на заказ.
Автомобильная промышленность ушла далеко вперёд, тем не менее ГАЗ-69 до сих пор остаётся одним из надёжных внедорожников.