Ульяновский автомобильный завод выпустил первые образцы автомобиля с индексом 3172 в 1991 году. Они использовались исключительно для испытаний самого́ предприятия. Данная модель являлась частью глобального проекта «Вагон».
Автомобиль УАЗ-3172 создавался специально для военных нужд.
Машина должна была заменить другую подобную — УАЗ-469.
Министерство обороны предъявило определённые требования к новому автомобилю. Транспортное средство должно было обладать лучшими показателями, чем его предшественник, в частности, это касалось проходимости и вместимости.
Для этого конструкторам пришлось сместить передачу переднего моста влево, а двигатель — вправо. Общая высота машины практически не изменилась, но поставленная цель была достигнута.
Среди других изменений можно отметить наличие редукторов внешнего зацепления на мостах. Это решение привело к увеличению клиренса до 32,5 см. Новый автомобиль оснащался пружинной подвеской.
УАЗ-3172 характеризовался рамной конструкцией, наличием пятидверного мягкого кузова, необычными дверьми, верхние секции которых при необходимости легко можно было снять, откидной рамой лобового стекла. Благодаря этому автомобиль беспрепятственно грузили в вертолёт.
Автомобиль был рассчитан на 9–10 посадочных мест, при этом все пассажиры могли быть в полном снаряжении, поскольку грузоподъёмность модели составляла около 1 тонны. Посадочные места были представлены в виде сидений и скамеек.
Под капотом расположили силовой агрегат УЗАМ-421. Его объём составлял 2,9 л, а мощность — 105 л. с. Этот двигатель работал в паре с механической коробкой передач с центральным дифференциалом с блокировкой.
Дополнительно автомобиль оснащался шноркелем, благодаря чему можно было увеличивать глубину преодоления брода.
Модель прошла все нужные испытания, которые показали, что есть проблемы с устойчивостью и управляемостью. Всё это было исправлено, а сама конструкция улучшена. В итоге в 1993 году данный автомобиль считался рекомендованным к принятию на вооружение. Но финансов на это у Министерства обороны не нашлось.