В послевоенное время на территории СССР всё большую популярность набирали малолитражные автомобили марки «Москвич» и «Жигули». Серийный выпуск этих автомобилей позволил полностью обеспечить автопарк советской милиции.
Первым подобным транспортным средством стал Москвич-400–420, который выпускался с 1947 года.
На службу в милицию эта модель поступила в середине 50-х годов, когда на покупку привычных для служителей закона «Побед» не хватало финансов. В то время спецзаказа на модификации не было. Переоборудовались машины уже на местах. На автомобили устанавливались громкоговорители, дополнительные фонари и другие нужные устройства.
Мог меняться и цвет кузова. Чаще всего такие Москвичи перекрашивались в синий. Отличительным знаком являлась красная полоса и соответствующая надпись.
В 60-е годы централизованной закупки всё ещё не было. Уже на местах переделывались две модели Москвича: 407 и 403.
Эти машины были выбраны не зря, ведь они отличались наличием вместительного салона с отоплением, что делало патрулирование улиц более комфортным.
Большим был и багажник. В него легко умещались инструменты криминалистов и радиостанция.
Первым спецтранспортом стал универсал Москвич-423Н. Преимущество модели оценили кинологи, поскольку на задних сидениях удобно было сажать служебную овчарку.
Изначально Москвич выпускался с привычным синим кузовом с красной полосой. С 1963 года основным стал сине-бирюзовый цвет, а полоса располагалась только спереди.
Через год завод выпустил Москвич-408. В автопарк милиции были отправлены экземпляры с четырьмя фарами. Такая модификация считалась экспортной.
Увеличить количество выпускаемых машин было решено за счёт производства в двух городах: Москве и Ижевске. Чуть позже началось строительство завода в Тольятти. Благодаря этим решениям удалось полностью обновить парк милицейского автотранспорта.
В 1969 году служебные машины получили новый окрас — жёлтый кузов с синей полосой. Независимо от модели оборудование было стандартным.
Первыми в массовой закупке для МВД стал ГАЗ-69, ГАЗ-21 и 24, Москвич-412.
Чуть позже такая участь ждала и ВАЗ-2101.
Большая часть последней модели действительно переделывалась непосредственно на местах, но уже в 70-е годы было принято решение об оснащении таких спецмашин силовыми агрегатами ВАЗ-2103, которые отличались повышенной мощностью.
Это всё позволило полностью обеспечить автопарк советской милиции, причём практически все мотоциклисты пересели с двухколёсного транспорта на четырёхколёсный.
С 1976 года в милиции всё чаще начал встречаться Москвич-2140, при этом при поступлении на службу заводской окрас оставляли.
Во время Олимпиады в милиции появились ВАЗ-2103, а уже через 5 лет эта модель была заменена модификациями ВАЗ-21013 и ВАЗ-21011.
Эти модели считались бюджетными, поэтому именно они и получили наиболее массовое распространение.
На Жигули ноль шестой, ноль пятой и ноль седьмой модели милиция пересела уже в постсоветское время.
Первый ВАЗ специально разработанный для использования сотрудниками милиции был выпущен в 1988 году. Автомобиль получил индекс АЗЛК-21418.
Он был оснащён дополнительной АКБ, фарой-искателем и противотуманкой, громкоговорителем СГУ-60, розетками для обеспечения возможности использования спецоборудования, кронштейнами для наручников.
Под капотом такой машины располагался двигатель объёмом 1,5 л.
Дополнительно завод выпускал такие же машины, но без специальной окраски и с частичным оборудованием. Его индекс был АЗЛК-21417.
В милиции можно было встретить даже такие модели, как НИВА-2121 и ВАЗ-2108.
Первый автомобиль характеризовался повышенной проходимостью, а второй — хорошими скоростными и динамическими качествами.
Отечественная продукция длительное время лидировала в списке спецтранспорта милиции, а потом уже и полиции. И только буквально 10 лет назад на службу начали заступать иномарки, которые и вытеснили ВАЗ и Москвич из рядов служителей закона.