Наверняка многие автомобилисты видели необычную ручку селектора АКПП, выполненную в зигзагообразной форме. Скорее всего в этом момент они думали: «действительно ли она помогает при езде, или это уловка маркетинга?». Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

На каких автомобилях АКПП с зигзагообразным ходом ручки

Сегодня трансмиссии автоматического типа в форме зигзага встречаются на многих машинах. Очень часто такое решение можно встретить на автомобилях с роботизированной коробкой передач или на трансмиссиях с типтроником. Но основной удел подобной компоновки передач — это машины ТОПовых и люксовых комплектаций.

Для понимания корней данного явления, нужно окунуться в историю автомобилестроения. В архивах и фотографиях 1963 года можно встретить машину от немецкого изготовителя Mercedes-Benz модели 280 SL. Это была серия легких и спортивных авто, которые в то время комплектовали автоматическими коробками передач. В них использовали планетарный редуктор и гидравлическую муфту.

Чтобы водитель почувствовал больше контроля над автомобилем, в качестве хода ручки селектора придумали зигзагообразный путь. Нужно отметить, что автоматическая коробка практически не уступала в динамических характеристиках МКПП. А фактор переключения передач в «полуручном» режиме добавлял спортивных ноток в управление авто.

Сегодня зигзагообразную форму рычага АКПП можно встретить на многих машинах. Например: Toyota Land Cruiser, Toyota Avensis, Mazda CX-5, Hyundai Equus, Mercedes-Benz S-класса и прочие.

Есть ли существенные различия между автоматами с разным ходом селектора

Для понимания данного вопроса нужно разобраться с основным принципом работы АКПП. Его суть заключается в следующем: движение ручки селектора не совершает физическое переключение передач. Она только отдает команды на блок управления. Как пульт от телевизора. Именно поэтому ручка АКПП может находиться на руле, и выступать в качестве шайбы, а порой, и виде кнопок на тоннеле.

Классическая ручка автоматической трансмиссии ходит по прямой. Это так называемое «линейное» расположение. При этом некоторые рычаги оснащают подпружиненной кнопкой. Это позволяет останавливать ручку на нужной скорости. По большому счету, кнопка и является самым большим различием между линейным и зигзагообразным переключением.

Включение скорости перемещением ручки селектора в двух плоскостях напоминает по своей механике работу МКПП. Но при этом она остается самой обычной автоматической трансмиссией.

Какой тип переключения лучше

Как было сказано выше — принципиальной разницы между видами переключений нет. Базовый принцип остается одним и тем же. Различия можно заметить только в физических ощущениях при переключении скорости.

Например, в спортивном автомобиле с несколькими режимами коробки для быстрого набора скорости, лучше подойдет зигзагообразный путь селектора. Для машины с «длинными» включениями передач — линейный ход.

В каком-то плане зигзагообразная АКПП может быть хорошим решением для автомобилиста-новичка. Обычную коробку можно легко переключить с режима нейтральной передачи на скорость «D», и наоборот. Неопытный водитель может не заметить этого.

Зигзагообразный путь вырабатывает привычку включать нужную передачу, так как расположение скоростей часто разносят по разным траекториям, чтобы наверняка «не промахнуться».

Чем определяется тип переключения АКПП

Чаще всего автолюбителей просто ставят перед фактом, что на данной машине установлен тот или иной тип АКПП. А вот подбор вида и формы переключения передач осуществляют маркетологи компании. Они проводят опрос на фокус-группах потенциальных покупателей и узнают, какой ход ручки селектора для них предпочтительнее.

Кстати, первая ручка переключения передач с зигзагообразным ходом появилась именно в результате такого исследования.

Известный эксперт компании FCA (автоконцерн Fiat Chrysler) Франко Каттани по разработке трансмиссий говорил, что ход рычага в коробке зависит только от двух вещей:

  1. От положения фиксатора пружины АКПП.

  2. От предпочтений клиентов той или иной модели.

Сегодня первый фактор имеет меньшую роль, поэтому по большей части на данный тип переключения влияет в большей степени маркетинг.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!