«Запорожца» обзывают примитивным, маленьким, тесным, неудобным и ненадежным. Существует множество анекдотов и ярлыков про ЗАЗ-965 — обидных, критических и просто издевательских. На самом деле, он был не таким.

Он слишком маленький

В своем классе «Запорожец» был совсем не маленьким. ЗАЗ-965 весил 650 кг и имел габариты 3,3 х 1,4 х 1,5 м. Аналогичные модели того времени были менее солидны. К примеру, размеры Fiat 600 составляли 3,2 х 1,4 х 1,4 м, а Morris Mini — 3,0 х 1,4 х 1,3 м. Конечно, на дорогах ЗАЗ-965 казался маленьким среди «Москвичей» и «Волг». Если сравнивать его с современными Smart, Matiz или Hyundai I10, «горбатый» будет совсем немелким.

Его салон слишком тесный

Конечно, это не «Волга», но четырех взрослых человек машина вмещала. Внутреннее пространство салона составляло 1,3 м – больше, чем у популярного в то время и считавшегося более крупным 408-го «Москвича» (1,2 м). Пространство над головой по сравнению с той же моделью было больше на 1,5 см.

Передние пассажиры могли расположиться с комфортом, вытянув ноги, на задних сидениях при этом одновременно легко размещались двое мужчин средних габаритов. Если сравнивать с конкурентами, то у подавляющего большинства малолитражек салон был еще меньше.

Невыдуманная история одного из владельцев «Горбатого»: «Стрелка в спидометре была неоднократно «положена», понятно, что с годами появилась немаленькая погрешность. Показывал на максимуме 120 км/ч, что казалось маловероятным. Но представьте, год примерно 86-ой, «летим» по трассе на дачу и тут нас догоняет ГАИ. Я был еще мелкий и не все сразу понял. Оказывается нас еле догнали и не стали штрафовать, поразившись, что настолько древний драндулет может ехать так быстро».

Разваливается на ходу

Надежность «Запорожца» подтверждает то, что машина могла выехать из любой грязи, пробраться по целине без единой поломки. Естественно, дешевая конструкция была не столь долговечна, как узлы в «Победе» или «Волге». Но эти авто были иного, более высокого класса.

В любом случае параметры ЗАЗ-965 предполагали его эксплуатацию с учетом неблагоприятных условий всех регионов Советского Союза: от южных горных районов до почти Крайнего Севера. Автомобиль имел сверхпрочную подвеску, неслабый клиренс, очень крепкий кузов, мощную отопительную систему.

Хиляк

Другие отечественные автомобили того времени были не на много мощнее. С мотором 27–30 л. с. (в зависимости от модификации) «Запорожец» обходил более «продвинутый» 407-й «Москвич». При полной нагрузке «горбатый» немного сдавал перед старшими собратьями, но не следует забывать, что ЗАЗ-965 все же был малоформатным автомобилем с рациональным соотношением полезной нагрузки и своей массы.

По динамике исправный «Запорожец» был на уровне бюджетных авто того времени. Да и сегодня, в пределах первых двух–трех передач он выглядит относительно неплохо. Другое дело – скоростные показатели. Сравнивать их с современными реалиями уже просто некорректно.

А вот один из отзывов по поводу мощности бывшего владельца авто: «Проходимость у этого «Запорожца» — даже не знаю, с чем сравнить. Проедет везде. Сколько картошки на нем было перевезено, любая другая машина переломилась бы вдоль и поперек. Поднимал 22 мешка картошки по четыре 12-литровых ведра за рейс. И никогда, даже в самую сильную жару, не стоял перегретым с поднятым капотом».

Постоянный перегрев

Это самая распространенная байка про ЗАЗ-965. В Советском Союзе мотор, непригодный к эксплуатации, просто физически не мог попасть на конвейер. Двигатель МеМЗ-965 прекрасно работал в штатном тепловом режиме в любых условиях при любом движении. Автомобиль неоднократно испытывали в условиях Севера, на Кавказе, в Крыму и Средней Азии при полной нагрузке.

В СССР многие люди эксплуатировали свои авто только летом, отправляясь на дачи, в горы, к морю, на реку. И случаи перегрева здесь случались чаще. Другое дело, что многие владельцы «Запорожцев» попросту не поддерживали машину в надлежащем техническом состоянии.

Элементарная промывка и очистка двигателя избавляла от потенциальных проблем, но многие горе-автолюбители доводили мотор до плачевного состояния со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, многие «умельцы» удаляли жестяные воздуховоды из-под капота, пеняя затем на стабильный перегрев.

На самом деле ЗАЗ-965 был хорошей и добротной машиной не без недостатков, как и любая другая техника.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!