Руководитель автомобильного гиганта, выпускающего электромобиль Volkswagen e-Golf с рекламным слоганом «Будущее уже наступило!», проговорился о том, что давно известно его коллегам и конкурентам.
Заявление исполнительного директора Volkswagen
По сообщению Reuters, главный исполнительный директор Volkswagen Group Херберт Дисс заявил инвесторам:
«Планируемый к выпуску новый ID.3 потребует затрат на изготовление на 40% меньше, чем ныне выпускаемая электрическая модель e-Golf. Новый подход к проектированию платформы, в которой в несущую схему кузова включен отсек аккумуляторных батарей, выпуск самих батарей в виде отдельных унифицированных модулей, даст большую часть снижения расходов, еще 5…10 % принесет переход предприятия на чисто электрические модели».
Г-н Дисс уверен – замена производства авто с двигателями внутреннего сгорания на выпуск электромобилей не подорвет рентабельность компании.
Рентабельность производства (отношение прибыли к затратам) показывает размер дохода, который приносит каждый потраченный на производство доллар (марка, крона, лира и т.п.). Слова руководителя крупнейшего автоконцерна необходимо понимать в том смысле, что выпуск автомобилей на электротяге не только не ухудшит экономические показатели, но принесет дальнейший рост доходов его родному предприятию, а также акционерам и инвесторам.
За счет чего достигается экономия
Производство электромобилей требует меньших затрат труда, чем выпуск машин с двигателем, работающим на бензине. Причины:
- На изготовление электрического двигателя вместе с батареей аккумуляторов уходит на 40% меньше времени, чем на традиционный двигатель внутреннего сгорания.
- Еще более высокие показатели экономии трудозатрат достигнуты при изготовлении коробок передач, узлов и деталей трансмиссии.
- Кузов автомобиля с электроприводом проще в изготовлении, чем традиционный. Но сокращение затраченного рабочего времени на нем незначительно, так как на оплате труда наладчиков и программистов много сэкономить не получится.
- Для сборки одного электроавтомобиля потребуется на 30% меньше рабочих часов (и на 50% меньше производственных площадей).
Рабочие в Европе – одни из самых дорогих в мире. Они объединены профсоюзами, требуют безопасных условий труда и заботы об их здоровье, повышения оплаты труда в соответствии с инфляцией. Снижение числа рабочих (уменьшение трудозатрат на единицу продукции) весьма существенно повысит рентабельность автомобильных компаний, если они переведут выпускаемую продукцию на «электротягу».
Продвинутые в деле организации труда компании справляются с затратами простым переносом производства комплектующих в страны с более дешевой рабочей силой. Например:
- Илон Маск изначально задумывал производство Tesla на Gigafactory в Китае;
- 64% «начинки», включая аккумуляторную батарею, для электрического Chevrolet Bolt производит LG (Корея);
- Volkswagen, совместно с BYD, инвестирует строительство крупнейшего завода модульных аккумуляторов в Китае.
Производители экологически чистых автомобилей с электроприводом поддерживаются правительствами европейских стран. Им (производителям) выделяются значительные субсидии и предоставляются налоговые и таможенные льготы.
Самый выгодный путь проложил пресловутый И.Маск:
- Все модели бренда выпускаются на единой платформе, отличаясь только именем, межосевым расстоянием, колеей и экстерьером. Электрическим кабелям, проводам, шинам управления и трубкам охлаждения достаточно безразлично, какая у них длина.
- Объем, занимаемый аккумуляторной батареей, не является встроенным в кузов бывшего бензинового авто чужеродным «отсеком». Он теперь неотъемлемая часть несущей системы, такой же элемент прочности, как пороги, лонжероны и стойки.
- Аккумуляторную батарею не нужно проектировать и изготавливать индивидуально для каждой модели. Она должна быть набором отдельных модулей-аккумуляторов стандартного типоразмера. Сам Маск по этому поводу заявил: «В маленький приемник я вставляю две батарейки, в средний четыре, в большой восемь. Но все эти батарейки одинаковые!».
Возможности для автопроизводителей, которые открывает снижение расходов
Прогнозируемый скорый закат эры двигателей внутреннего сгорания в большинстве развитых стран стал современным трендом. Теперь уже ясно, что это произойдет постепенно в ближайшие десять–двадцать лет.
Производственные линии автопроизводителей активно перестраиваются под электричество — спрос будет, уверены они. У потребителя просто не будет выбора. Точнее, он будет, но не между ДВС и электромотором, а между брендами и моделями.
Остается надеяться, что прогнозируемый многими экспертами дефицит лития и кобальта для аккумуляторов не остановит набирающую обороты электрификацию всего мира, массовый переход на электромобили.
Наибольшую финансовую выгоду (максимальную рентабельность) будут иметь производители электромоторов, аккумуляторных батарей и электронных систем управления и информации. Меньшую — собственно сборочные предприятия. Но в целом автогигантов, их акционеров и инвесторов ждут весьма солидные дивиденды. Снижение расходов ведет к увеличению доходов.
Менять бензиновые автомобили на электрические — это выгодно. Для производителей.