Практически за 15-летнюю историю с конвейера сошло почти 1 миллион машин модели LADA Kalina. Однако многие до сих пор не знают, какие мифы и факты окружали производство Калины перед тем, как она поступила в массовую продажу.
Миф 1: Калина была срисована с иномарки
Автолюбители до сих пор ищут связь Лады Калины с иномарками Opel Corsa B, Chevrolet Corsa и Fiat Punto, прослеживая схожести в дизайне. Это неудивительно, потому что внешне Калина значительно отличалась от ВАЗ-2110 и общего семейства LADA-110, крайне востребованного в 00-ых годах. К тому же для АвтоВАЗа тогда было крайне важно дать «отпор» своим иностранным коллегам, которые успешно реализовывали такие модели, как Renault Logan, Daewoo Nexia и Hyundai Accent.
Тем не менее любые догадки об иностранном происхождении Калины оказываются неверны хотя бы потому, что конструирование новой модели началось ещё в конце 80-ых, задолго до появления известных иномарок. В начале 90-ых годов советские автостроители создавали свои наработки совместно с итальянскими коллегами под рабочим названием А-93. В результате сотрудничества Fiat Punto приобрёл формы отечественного авто.
Международный проект постепенно потерял свою значимость для АвтоВАЗа, поэтому когда появилась идея поставить на рынок малолитражку в стиле «биодизайна», разработчики быстро вернулись к доработке прототипов «Калины», осовременили её внешний облик и поставили на конвейер.
Факт 1: в основе калины лежит проект AVVA
Запуск скандального проекта AVVA под руководством Бориса Березовского в начале 1990-ых годов был тесно связан с идеей производства «народного автомобиля». Несмотря на то что известный предприниматель обещал организацию поставки в кратчайшие сроки, настоящим воплощением концепта его компании стала только Лада Калина, появившаяся на рынке 10 годами позже. Она соединила в себе наработки по проекту А-93 и черты ВАЗ-1116.
Миф 2: первым был разработан седан
Многие пребывают в таком заблуждении, потому что в 2004 году производство Лады Калины началось именно с кузова седан. Модификация с кузовом хэтчбек появилась на массовом рынке только двумя годами спустя.
На самом деле разработчики изначально придерживались выпуска ВАЗ-1118 только с кузовом хэтчбек. Об этом говорят предыдущие наработки А-93 и ВАЗ-1116. Помня о неудачном запуске трёхдверной восьмёрки, пришлось выпустить версию седан первой для того, чтобы новая модель АвтоВАЗа была воспринята на российском рынке с большим энтузиазмом. Так, четырёхдверный седан был представлен вниманию потребителей раньше, несмотря на то, что изначально «планировался» хэтчбек, который в середине 00-ых тоже очень понравился автолюбителям.
Факт 2: калина получила современные фары головного света
Оптика на Ладе Калине в начале 00-ых не только считалась лучше, чем у Самары или ВАЗ-2110, но ещё и превосходила многие зарубежные аналоги, например, Daewoo Nexia. Среди специалистов фары Калины даже получили прозвище «бошевские фары».
Отличие состояло не только в силе света, но ещё и в улучшенной конструкции. Конструкторы АвтоВАЗа отказались от линзованной оптики, которой была оборудована «десятка», и сделали выбор в пользу передовых разработок того времени. Модули ближнего и дальнего света были отделены друг от друга, что уже стало новшеством на российском рынке. В ближний была вставлена лампа Н7, в дальний — Н1.
Фары также были оборудованы пластиковыми рассеивателями, что позволило снизить общий вес конструкции. При эксплуатации на дорогах страны помутнение фар происходило с меньшей скоростью, чем у аналогичных моделей-иномарок. Это позволило отечественным автостроителям дать фору зарубежным коллегам, до сих пор использовавшим стекла из поликарбоната, которые мутнели заметно быстрее даже без постоянной езды в непогоду.
Лада Калина заслуженно стала «народным автомобилем», потому что для своего времени она была оборудована большим количеством технических новинок, не уступающих западным разработкам. К тому же она была сконструирована таким образом, чтобы вызвать максимальный потребительский интерес. Эта задумка быстро воплотилась в реальность, однако, с семейством Kalina пришлось скоропостижно расстаться в 2018 году: вместо неё на российский рынок вышла LADA Granta.