Инженеры и дизайнеры тольяттинского автомобильного завода трудятся не покладая рук даже тогда, когда в серию вышла новая модель. Не многие из них были одобрены, большинство разработок так и осталось на этапе эскизов и прототипов.
ВАЗ-2106 «Турист»
Одним из таких «замороженных» концептов являлся ВАЗ-2106 «Турист». Идея создания этого автомобиля принадлежит самому руководству ВАЗ. Он был разработан на основе шестой модели.
Переднюю часть оставили без изменений, а заднюю трансформировали в пикап со встроенной палаткой. Последнюю при необходимости можно было разложить прямо из борта.
Руководство планировало отправить модель на экспорт, но вскоре передумало. Причиной стали сомнения в том, будет ли автомобиль пользоваться популярностью за границей. В итоге был создан единственный экземпляр, который используется и сейчас в качестве технического транспорта.
ВАЗ 2802–02 «Пони»
В 1984 конструкторы разработали товарный электрический фургон ВАЗ 2802–02 «Пони». Под капотом расположился двигатель мощностью 25 кВт и никель-цинковый аккумулятор с внушительной массой (423 кг).
Грузоподъёмность фургона составляла 500 кг, при этом максимальная скорость достигала 74 км/ч. Одного полного заряда хватало на 78 км пути в идеальных условиях.
Из-за большой массы аккумулятора перед инженерами встал вопрос о снижении массы кузова. Для решения этой проблемы были использованы лёгкие материалы, такие как алюминий и пластмасса.
Несмотря на хорошие характеристики руководство посчитало проект сомнительным, поэтому и заморозило его через 4 года.
Были и другие электромобили советского производства:
ВАЗ 2108 «Тарга»
Первым советским кабриолетом был ВАЗ 2108 «Тарга». Автомобиль создали на основе «восьмёрки». Для обеспечения безопасности был предусмотрен каркас, поверх которого натянули брезент. Изменили и передние стёкла, которые теперь имели форточки.
ВАЗ «Х»
Разрабатывались и своего рода футуристические модели. Одной из таких был ВАЗ «Х». С первого взгляда и не поймёшь, что это семиместный минивэн.
В отличие от других разработок прототип этого автомобиля был создан в масштабе 1:4. Конструкторы собирались изготовить полноразмерный прототип, который должны были дополнить кондиционером и круиз-контролем, но все эти планы так и остались планами.
ВАЗ 1151 «Гном»
Ещё один автомобиль будущего — ВАЗ 1151 «Гном». Это малолитражка массой 500 кг, но с 4 сиденьями. Вдохновлялись конструкторы внешним видом «Оки». Из последней также были позаимствованы узлы и агрегаты.
ВАЗ «Бора»
ВАЗ «Бора» представлял собой открытый вездеход. Работы по его созданию велись три года. Внешне это металлическая рама из алюминия с пластиковыми кузовными панелями, а внутри — обычная «Нива» (от неё были взяты двигатель, коробка передач и полный привод).
В Европе эту машину никто не оценил, поэтому она была переделана в фермерский джип и предложена уже на Ближнем Востоке. Но и там особого успеха у внедорожника не было.
Lada Peter Turbo
На пороге 2000-х был создан болид Lada Peter Turbo. Он стал первым экземпляром новой концепции дизайна. Автомобиль представлял собой однообъёмный двигатель и кузов, построенный с учётом законов аэродинамики.
Нетрадиционными были очертания кузова, поскольку все детали были вогнуты внутрь.
Lada Raid
Нельзя не упомянуть Lada Raid — раллийный внедорожник. Автомобиль специально создали для участия в гонках «Дакар». Модель представляла собой полноприводный спортивный кроссовер. Под капотом был расположен двигатель объёмом 3,8 л, который работал в паре с секвентальной коробкой передач с 6 ступенями.
В экстерьере внедорожника присутствовали элементы от «Нивы» в сочетании с новыми стилистическими решениями.
Каждая из разработок имела свои несомненные преимущества, но была поставлена на паузу из-за недостаточного финансирования или неготовности руководства ВАЗ к переменам.