Советская промышленность автомобилестроения не остановилась даже на пороге распада СССР. Перерывов не было и в разработке новых моделей. Некоторые из них были очень неплохие.
НАМИ-ЛуАЗ Proto
В 1989 году Ленинградское подразделение НАМИ, используя техническую документацию ЛуАЗа, разработал прототип внедорожника.
Автомобиль НАМИ-ЛуАЗ Proto имел стеклопластиковый кузов, благодаря чему масса машины была небольшой, а значит, обеспечивалась высокая проходимость. От других эту модель отличало наличие съёмных деталей крыши.
НАМИ-0288 «Компакт»
Годом ранее этот же завод разработал НАМИ-0288 «Компакт».
Этот автомобиль был оснащён двигателей от «Таврии». Новинкой того времени считался бортовой компьютер, благодаря которому водитель мог управлять подвеской.
ЗИЛ-4102
В этом же году по указанию Горбачёва был разработан ЗИЛ-4102, который должен был стать полноценной заменой устаревшего ЗИЛ-4104.
За основу советские конструкторы взяли британский лимузин Rolls-Royce Silver Spirit. Новая разработка ЗИЛ отличалась стильным дизайном и несущим кузовом.
Москвич-2139 «Арбат»
В 1991 году появился прототип Москвич-2139 «Арбат». Это мог быть первый советский минивэн. В качестве основы выступил металлический каркас, на который крепились стеклопластиковые панели.
Преимуществом автомобиля стал и салон, способный трансформироваться. Нельзя не упомянуть и многофункциональный руль.
НАМИ-«Охта»
Была ещё одна разработка НАМИ-«Охта». Это своего рода компактный минивэн с однообьёмным кузовом, внутри которого 7 посадочных мест.
Отличительной чертой является возможность превратить кузов в кают-компанию, для чего нужно развернуть кресла на 180 градусов. Кроме того, сиденья второго и третьего ряда можно сложить и превратить минивэн в фургон.
Москвич-2143 «Яуза»
Необычным был Москвич-2143 «Яуза», который пришёл на смену 2141 модели. При разработке были применены двухъярусные боковые стёкла: верхние не двигались, а нижние опускались для вентиляции салона.
Благодаря этому удалось оптимизировать аэродинамику авто, но именно эти стёкла в дальнейшем стали причиной отказа от серийного производства.
На данный момент существует всего три прототипа машины.
ВАЗ-2702 «Пони»
Над разработками новых моделей работали и инженеры ВАЗ. Им принадлежит идея создания модели ВАЗ-2702 «Пони» — электрического грузовичка. Эта машина имела алюминиевый кузов.
Москвич-2144 «Истра»
В 1991 году был представлен Москвич-2144 «Истра». Для его разработки была создана специальная группа. Автомобиль был легче 2141 модели на 37%.
В движение его приводит немецкий многотопливный двигатель Elsbett Konstruktion. В серийное производство машина не вышла из-за распада СССР.
МАЗ-2000 «Перестройка»
Совершенно уникальным грузовиком будущего должен был стать МАЗ-2000 «Перестройка». Он состоял из блоков, которые можно было переставлять, а значит создавать новый автомобиль. Двигатель и коробка передач были в передней части машины, сверху устанавливалась кабина. В 1988 году автомобиль был показан на Парижском автосалоне, где произвёл фурор.
Эти разработки заслуживают внимания и сейчас. Удивительно, почему российские специалисты не вернулись к их доработке.