Ученые из Японии провели небольшой, но очень специфичный эксперимент, который показал, что положение рук водителя на руле автомобиля влияет на восприятие усилия, с которым требуется крутить руль.

Кто и как проводил эксперимент

Ученые из Университета Хиросимы и Института инженерного дела и технологий Нагаи предположили, что водители по-разному оценивают силу, с которой приходится управлять автомобилем, в зависимости от того, как они держат руль. В подтверждение этой гипотезы японцы провели психофизическое исследование. В нем приняли участие девять мужчин: восемь из них имели водительские права, а двое – регулярно водили машину. Все участники были правшами.

Мужчинам предложили крутить симулятор рулевого колеса правой рукой. При этом держать руку либо в контрольной позиции, либо в одной из экспериментальных. Контрольным было положение руки на позиции «3 часа», которое Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) признало оптимальным, экспериментальными – «1», «2», «4» и «5 часов».

Участников просили оценить усилие, с которым им приходилось удерживать руль при разных положениях рук, по сравнению с контрольным. Момент силы, приложенной к рулю, при контрольном положении кисти был равен 2,0 Ньютон-метра. При экспериментальных позициях крутящий момент варьировался ступенчато от 1,1 до 2,9 Н*м. Направление крутящего момента было одинаковым для контрольной и экспериментальных позиций.

Для позиций «1 час» и «2 часа» крутящий момент направлялся вправо, а для позиций «4 часа» и «5 часов» — влево, что соответствовало типичным реакциям водителей в реальной жизни.

Если по результатам сравнения участник отвечал, что усилие в экспериментальной позе было большим, чем в контрольной, то при следующем подходе крутящий момент экспериментальной позиции уменьшали на 0,2 Н*м и наоборот.

Каждый участник сделал 200 таких субъективных оценок – по 50 для каждой из экспериментальных поз. К рукам участников исследователи прикрепили специальные датчики для считывания фактических мышечных усилий, с которыми мужчины держали руль.

Почему важно правильно держать руль

В ходе исследования выяснилось, что положение руки на «1», «2» и «4 часа» приводило к существенному расхождению между фактическим крутящим моментом руля и оценкой своих усилий участниками эксперимента как в большую, так и в меньшую сторону. Усилие, направленное против гравитационной силы, воспринималось участниками как большее, чем такое же, но направленное в противоположную сторону.

Это означает, что положение рук влияет на использование мышц для выполнения той или иной работы. Неудобная или непривычная поза может привести к тому, что наше восприятие необходимых усилий будет отличаться от реальных.

Правильное положение рук

По итогам эксперимента ученые еще раз подтвердили, что правильно держать рулевое колесо таким образом, чтобы расстояние между кистями было максимальным:

  • водитель наиболее адекватно оценивает силу, которую необходимо приложить, чтобы повернуть или удержать руль в нужном положении;
  • усилие распределяется равномерно на обе руки;
  • риск получить травму при срабатывании подушки безопасности минимален;
  • самое удобное управление поворотниками и дворниками;
  • руки меньше устают.

Почему другие хваты неправильны, и чем они опасны

  1. Позиция «12 часов» считается самой травматичной при ДТП, поскольку рука резко прилетает в лицо вместе с подушкой безопасности. К тому же перекрывается обзор приборной панели.
  2. Руки на 1 и 11 часов не дадут быстро повернуть руль на большой угол без перехвата.
  3. Позиция «5 и 7 часов» дает меньше всего возможностей для быстрых маневров.
  4. Позиция «2 и 10 часов» считалась оптимальной до недавнего времени, но в современных автомобилях с относительно небольшим рулем, оборудованным воздушной подушкой, она перешла в разряд опасных.
  5. Хват «одна рука вверху, другая – внизу» опасен, поскольку снижает возможность быстрого маневрирования.

Риск ДТП зависит от того, насколько корректно водитель оценивает степень усилия, необходимого для выполнения того или иного маневра. Дальнейшие исследования в этой области помогут повысить безопасность на дорогах.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!