На приборной панели находятся индикаторы, отличающиеся изображенными на них пиктограммами и цветом. Синие и зеленые оповещают о включении штатных систем, приборов и дополнительных функций, оранжевые или желтые предупреждают о некритических неполадках. Индикаторы красного цвета в большинстве случаев требуют немедленной реакции или даже остановки.
Низкое давление масла в двигателе
В некоторых автомобилях есть дополнительный уточняющий индикатор – пониженный уровень масла.
Их устойчивое свечение говорит о недостатке масла в системе или о неисправности масляного насоса. В любом случае масло не циркулирует нормально и если не заглушить двигатель, то повышенный износ деталей способен загубить даже новый агрегат всего за несколько минут.
После остановки надо дать двигателю охладиться, затем проверить уровень масла. Необходимо также осмотреть двигатель на предмет вероятной утечки, заглянуть под машину. Если индикатор самостоятельно погасить не удается, то придется вызвать эвакуатор и проследовать на СТО.
Высокая температура охлаждающей жидкости
Включение этого индикатора сигнализирует о том, что температура охлаждающей жидкости превысила критическое значение. Причин может быть несколько: утечка жидкости, поломка термостата или водяного насоса, завоздушивание системы. Игнорирование проблемы быстро приведет к очень серьезной поломке, например, к деформации головки блока цилиндров, повреждению маслосъемных колпачков и т.д. Поэтому немедленная остановка также необходима.
При включении индикатора рекомендуется полностью открыть заслонку обогревателя. Во избежание повреждения не рекомендуется заглушать мотор до его охлаждения. Но если из-под капота выбивается пар, а в салоне пахнет жженым сахаром, то двигатель придется заглушить, так как это свидетельствует именно об утечке охлаждающей жидкости.
После охлаждения двигателя надо внимательно его осмотреть на предмет наличия следов подтекания, проверить патрубки и шланги системы охлаждения. Осмотру подлежат и радиатор с расширительным бачком. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, лучше всего будет посетить СТО на предмет комплексной диагностики двигателя.
Низкий уровень тормозной жидкости
или или
Появление этого значка также может быть вызвано несколькими причинами, среди них:
- разгерметизация тормозной системы;
- низкий уровень тормозной жидкости;
- критический износ тормозных колодок;
- неисправность датчиков электронной системы торможения (ФБС и пр.);
- перегорела лампа стоп-сигнала или автомобиль не полностью снят с ручника.
В худшем варианте тормозов у машины нет. Поэтому следует немедленно включить аварийку и проверить работоспособность тормозов. Если они еще худо-бедно работают – сворачивайте на обочину и останавливайтесь. Если тормоза полностью пропали и их прокачка не помогает, то остается возможность затормозить ручником или двигателем. Для этого надо дождаться, пока скорость сама собой не снизится хотя бы до 40 км/ч. Если время и дистанция не позволяют этого сделать, то надо прижиматься боком к бордюрам, кустам, припаркованным автомобилям и т.д.
После остановки надо проверить положение ручника, уровень тормозной жидкости, работоспособность стоп-сигналов. В любом случае, необходимо доставить автомобиль на СТО, даже если причину загорания индикатора удалось устранить на месте.
Отсутствие заряда аккумулятора
или
Низкий заряд АКБ означает не только проблемы с запуском двигателя, но и опасность приведения аккумулятора в нерабочее состояние.
- Если НРЦ ниже 12 В, то при зарядке от генератора придется столкнуться с очень высокой силой тока, что приведет к нагреву батареи и повышенному газообразованию. Эти процессы при определенных условиях могут привести даже к взрыву АКБ.
- Езда при сильном разряде батареи приводит к снижению емкости аккумулятора в силу особенности протекающих в таком состоянии химических реакций внутри АКБ.
- Если батарея разряжена на четверть и продолжает разряжаться дальше, то ее токообразующая способность может снижаться. То же происходит и при хроническом недозаряде АКБ.
Неисправность рулевого управления
Данный индикатор предупреждает об отказе гидравлической или электрической системы усиления рулевого управления. Строго говоря, с неработающим ГУР или ЭУР ездить можно, но не нужно. Если же необходимо куда-то добраться и нет возможности немедленно поехать на СТО, то надо соблюдать следующие правила:
- Непременно отключить насос ГУР. В «сухом» состоянии он полетит через несколько минут.
- При отключенном ГУР автомобиль медленнее реагирует на поворот рулевого колеса, руль становится гораздо тяжелее. Поэтому нельзя превышать скорость выше 45 км/ч. Ехать при этом надо максимально прямо, сведя количество поворотов к минимуму.
- Дистанция, которую можно проехать без поломки рулевой рейки, не превышает 500 км.
Открытые двери
Перед началом движения необходимо проверить все двери, включая багажник. При необходимость двери можно заблокировать.
Непристегнутые ремни
Движение с непристёгнутыми ремнями безопасности запрещается в ПДД. Современные ремни снижают смертность водителя и пассажира на 70%. С ними связана работа подушек безопасности. Конструкторы автомобилей при расчете возможной деформации кузова при ДТП учитывают зоны нахождения людей, именно пристегнутых ремнями безопасности.
Если в пути произошла поломка ремня и ее не удалось оперативно устранить, то при соблюдении максимальной осторожности разрешается доехать до места стоянки или ремонта.
На приборной панели присутствует еще ряд индикаторов красного цвета, говорящие, например, о проблемах с подушками безопасности, сигнализацией, неисправностях АКПП. Очевидно, что их нельзя игнорировать. Быстрая ответная реакция водителя может предотвратить очень серьезные последствия.