Газотурбинные силовые агрегаты давно стали популярными практически во всех отраслях хозяйства и воздушного транспорта, полностью заменив поршневый. Что касается легковых автомобилей, то устанавливались такие двигатели на машины только в послевоенное время, и уже в течение последующих 20 лет практически вышли из обихода. В истории автомобилестроения осталось всего несколько образцов.
Одним из них является самодвижущаяся тележка с паровым котлом, которая была изобретена в 1672 году фламандским учёным Фердинандом Вербистом. Принцип работы конструкции прост: струя горячего пара должна была направляться на переднее колесо с лопатками, благодаря чему тележка и приводилась в движение.
Этот принцип и был использован при создании легковых автомобилей разными компаниями, например, Rover. Это британский производитель, который сделал первый в мире газотурбинный автомобиль Rover Jet-1 в 1946 году.
Это открытая двухместная машина. Двигатель располагался в задней части. Мощность мотора составляла 100 л. с., при этом центробежный компрессор делал около 40 тысяч оборотов в минуту.
В 1952 году прошли испытания второго более мощного варианта этого автомобиля. В нём имелась 230-сильная турбина Т-8. В отличие от предыдущей модификации эта двигалась более плавно, но температура работы была высокой. Недостатком стал и высокий расход топлива, который составлял 50 л керосина на 100 км пути.
В 1956 году вышел автомобиль второго поколения с 100-сильной турбиной. Изменения коснулись и кузова. Теперь это был двухместный стеклопластиковый автомобиль на сварной раме. Дополнительно использовались алюминиевые усилители.
Максимальная скорость новой модификации достигала 170 км/ч, при этом был уменьшен расход топлива до 22 л на 100 км пути.
В 1961 году была выпущена четырёхместная модификация с максимальной скоростью 200 км/ч. Для разгона этому автомобилю требовалось всего 8 секунд.
Эта же компания в качестве дополнения к серии Т-4 выпустила спортивный вариант машины с задним приводом. Посадочных мест у него было два. Популярность этого автомобиля была высокой, он участвовал во многих международных гонках.
Ещё одной компанией, которая выпускала газотурбинные легковушки, был итальянский Fiat. Разработки начались ещё в 1946 году.
За основу было взято спортивное купе от модели В8. Моторы конструировались по образцу авиационных. Благодаря этому удалось создать машину с максимальной скоростью 250 км/ч. Необычной была обтекаемая форма кузова и наличие задних стабилизаторов.
Отличался автомобиль и трансмиссией, которая могла самостоятельно регулировать режимы работы компрессора и тяговой турбины.
Корпорация General Motors создала сразу три прототипа серии «Огненная птица», которые были известны самолётным стилем внешности. Из-за этого возникали курьёзные случаи, поскольку автомобиль принимали за авиационный транспорт.
Хотя эти фальшивые истребители и не могли летать, ездили они очень быстро — максимальная скорость достигала 350 км/ч.
Хорошие технические данные также обеспечивались наличием независимой подвески и внутреннего тормозного барабана.
Через три года американская компания выпустила четырёхместный автомобиль с двигателем мощностью 200 л. с.
Внешне это был болид с небольшими боковыми крыльями и прозрачной крышей. В отличие от своего предшественника этот автомобиль имел бортовой компьютер и систему управления световыми приборами.
На этом американцы не остановились и выпустили экземпляр с 6 посадочными местами и двигателем мощностью 225 л. с.
Кроме того, в него был помещён дополнительный бензиновый двигатель, который нужен быть только для обеспечения работоспособности системы кондиционирования, круиз-контроля и бортовых систем.
Массовым выпуском газотурбинных легковушек занималась компания Крайслер, для чего даже специальное подразделение было создано. Внешне эти модели практически ничем не отличались от уже известных Dodge и Playmouth.
Исключением стал Chrysler TurboFlite, который имел клиновидную переднюю часть и широкие боковые двери.
С каждым годом внешность автомобилей адаптировалась к новым нормативам. Так, на свет появилась модель седьмого поколения, которая разрабатывалась совместно с компанией Ghia.
Эта машина имела остроконечную внешность, что было совершенно новым в серии с ГТД.
Несмотря на хорошие технические характеристики автомобили с газотурбинными двигателями не пользовались особой популярностью из-за дорогого обслуживания и наличия большого количества недостатков в отношении экологичности.