С началом Второй мировой войны начались активные разработки автомобилей ГАЗ-64. Именно эти модели помогли стать Советскому Союзу лидером среди производителей армейских джипов.
При разработке этих машин использовались узлы и агрегаты собственного производства.
Базовой машиной для командирского состава стал ГАЗ-64–416.
В основе модели лежало укороченное шасси от ГАЗ-61 и мотор от ГАЗ-ММ. Внешний вид характеризовался наличием уменьшенной радиаторной решётки и изменённой передней подвеской. Последняя располагалась на эллиптических рессорах.
Новым в этой модели можно считать открытый кузов, который при необходимости закрывается тентом.
Как таковых дверей не было, в соответствующих проёмах располагались брезентовые фартуки. Пространства в кузове хватало и для экипажа, и для военного оснащения, а именно стрелкового оружия и боеприпасы.
При всём оснащении автомобиль мог разгоняться до 92 км/ч. Его преимуществом была высокая проходимость, компактность и простота управления. Были и слабые места, к которым можно отнести зауженные колеи и плохую боковую устойчивость.
Выпуск данного транспортного средства прекратился летом 1943 года. После этого завод начал производство только шасси для бронированного транспорта, например, для БА-64.
Это компактная пулемётная бронированная машина, которая характеризуется повышенной проходимостью и защитой.
Существовала и незаконченная модель — БА-64–125, которая была с верхним люком в корпусе для танкового пулемёта. На его базе и был изготовлен БА-64, который поступил на вооружение. Последний был оснащён открытой пулемётной башней и светомаскировочной фарой.
Советские инженеры разрабатывали различные модификации этой машины, которые существовали в единичных экземплярах. Одним из таких образцов является БА-64В — железнодорожная версия. Машина оснащалась металлическими колёсами. Максимальная скорость достигала 85 км/ч.
После этого был выпущен прототип БА-64Д, который оснащался крупнокалиберным пулемётом, но башенный вариант оказался слишком неустойчивым.
Поэтому была разработана безбашенная версия БА-64Е. Кроме этого, модель отличалась наличием мягкого верха. Машина могла одновременно перевозить до 6 человек.
Самой оригинальной же является лыжно-гусеничная разработка БА-64З. По снегу машина могла передвигаться благодаря силовому агрегату, который располагался в задней части, гусеничным лентам и двум лыжам. Однако испытания показали, что управлять таким «монстром» практически невозможно.
ГАЗ-67 был разработан из-за того, что 64 модель оказалась не слишком устойчивой. Этот внедорожник имел увеличенную до 1,446 м колею, при этом изменения кузова и рулевой системы оказались незначительными.
Увеличилась мощность двигателя. У новой модели был силовой агрегат с мощностью 54 л. с., а максимальная скорость — 90 км/ч.
Примечательной стала способность джипа выдерживать значительные перегрузки, хотя и в течение короткого времени. Автомобиль мог перевозить до 15 бойцов на небольшие расстояния.
Инженеры проводили испытания образцов с крытым кузовом.
Шасси нового ГАЗ-67 стал основой для нескольких бронеавтомобилей, например, БА-64Б, который имел увеличенную колею обоих мостов и толщину бронелистов.
Кроме того, эта модель оснащалась двумя дополнительными гидроамортизаторами, что увеличило устойчивость машины.
Позже была разработана модель со сменными металлическими бандажами.
Специалисты усовершенствовали и версию для железной дороги, которая могла передвигаться как по асфальту, так и по рельсам.
Были как башенные, так и безбашенные бронеавтомобили с уменьшенной высотой и количеством посадочных мест.
Ближе к концу войны на вооружение поступили военные автомобили ГАЗ-67Б, которые с окончанием боевых действий стали вездеходами, активно используемыми для сельского хозяйства.
При разработке было принято решение усилить передний мост и модернизировать некоторые детали, в частности, подшипники и карданный вал.
В военных парадах участие принимал именно ГАЗ-67. Происходило это вплоть до 50-х годов.
Многие военные автомобили характеризовались простотой конструкции и высокой надёжностью.