Гирокар — особое транспортное средство, которое для удержания в вертикальном положении использует маховик. Принцип работы последнего похож на юлу, которая крутится и не падает благодаря наличию кинетической энергии.

На транспорте впервые этот принцип был применён в России. В XVIII веке маховики ставили на повозки (разработал эту систему Иван Кулибин), в 1860 году на повозки, что предназначались для доставки груза по железной дороге (Карл Шуберский), в 1905 году на четырёхколёсные тележки (Фредерик Уильям Ланчестер).

Повозка Кулибина

Первым же полноценным автомобилем с маховиком стала разработка российского изобретателя графа Петра Петровича Шиловского.

Гирокар Шиловского

Идея создания маховоза у него появилась в 1911 году. Изначально машина представляла собой три вагончика для однорельсовой железной дороги. Но уже через год мир увидел двухколёсный одноколейную машину с маховиком. Он был устойчивым всегда, а не только во время движения.

Гирокар Шиловского

Дальнейшая разработка гирокара происходила в сотрудничестве с английской компанией Wolseley. Из-за этого считается, что это изобретение принадлежит британцам.

Гирокар Шиловского

Гирокар Шиловского представлял собой большую тяжёлую машину. Масса составляла около трёх тонн. Кузов был открытым. Внутри было 4 посадочных места.

Под капотом располагался двигатель мощностью 24 л. с., который работал в паре с коробкой передач с 4 ступенями.

Передняя подвеска была больше похожа на вилку мотоцикла. Заднее же колесо располагалось на консольных рессорах.

Гирокар Шиловского

Двигатель не только приводил в движение автомобиль, но и обеспечивал работу электрического мотора, который отвечал за раскручивание маховика.

С началом Второй мировой войны британцы решили спрятать своё изобретение. В качестве убежища они выбрали яму, в которой гирокар пролежал почти 20 лет.

Гирокар Шиловского

Существовала и другая подобная машина, разработкой которой занимался британский конструктор с австралийскими корнями Луис Бреннан. Полноценным автомобилем этот транспорт назвать нельзя. Это скорей двухколёсная тележка с длинным капотом, под которым было целых два маховика.

Гирокар Бреннан

В 1961 году гирокар выпустила компания Форд. Это был футуристичный двухколёсный концепт. Сиденья располагались в два ряда. Необычной была прозрачная крыша.

Ford Gyron

Чуть позже появился гирокар Gyro-X, который должен был выйти в массовое производство. Это спортивная модификация. Двигатель объёмом 1,3 л располагался в задней части. Максимальная скорость достигала 155 км/ч.

Gyro-X

В Швейцарии по улицам ездили гиробусы — это самое известное применение подобной техники. Вместимость одного такого автобуса составляла 70 пассажиров. Чуть позже подобные машины ездили уже в трёх странах мира.

Гиробус

Внешне они такие же, как и привычные нам автобусы. Для обеспечения их движения по пути были установлены столбы, которые оснащены перекладинами и тремя контактами.

Гиробус

На самом гиробусе же были подъёмные штанги, которые принимали и передавали энергию гиробусу для вращения маховика. Последний имел массу 1,5 тонны и диаметр 1,5 метра. Для начала движения штанги откидывались и прижимались к крыше.

Сейчас производством подобных автомобилей не занимается ни одна компания. Но кто знает, может, в будущем мир вернётся к подобным транспортным средствам.

Подпишись на новости и получи материалы по обслуживанию и тюнингу своего автомобиля!

Введите Ваш email адрес:

Вступай в нашу группу Вконтакте!