Практически каждый автомобилист хочет, чтобы его машина была мощнее и при этом потребляла меньше топлива. В теории это кажется невозможным. Однако на практике такая операция существует и называется чип-тюнинг. Она позволяет улучшить КПД мотора, не увеличивая расход бензина.
Что это такое
Чип-тюнинг возник в начале 90-х, когда автоконцерны начали массово внедрять электронные блоки управления (ЭБУ) в работу двигателя автомобиля. Конструктивное изменение позволило решить сразу несколько проблем:
- Один и тот же мотор можно было настраивать под разные эксплуатационные условия. При этом не нужно было менять конструкцию всего ДВС либо его узлов.
- Компании могли получать больше прибыли, прибавляя или отсекая мощности двигателя для бюджетных и топовых версий одного автомобиля.
- Настройка ЭБУ позволяет подгонять мотор под определённый тип топлива, а также помогает «дотянуть» ДВС до нужных экологических стандартов.
Соответственно, если характеристики двигателя искусственно занижают ещё на заводе, значит их можно изменить в специализированных СТО. Так и появилась отрасль тюнинга, в которой можно увеличить мощность машины без замены узлов мотора.
Сам чип-тюнинг – это перенастройка блока управления двигателя, путём перепрограммирования его внутренней программы. В каком-то смысле это похоже на перепрошивку смартфона, с той разницей, что вы меняете качественные характеристики работы мотора, а не всего автомобиля.
Какие моторы можно «чиповать»
Чипованию поддаётся практически любой мотор. Тюнинг блока управления делают как на бензиновых двигателях, так и на дизельных ДВС. Особенно хорошо чипуются турбомоторы. На них показатель мощности вырастает на 20-30% после чип-тюнинга.
В качестве исключения можно привести несколько типов ДВС, на которых чипование не делают:
- Старые моторы, в которых попросту нет ЭБУ.
- Некоторые японские ДВС, которые с завода настроены практически до максимальных показателей. Их чиповать не разумно и непрактично.
- Редкие двигатели, для которых не производят аппаратуры для перепрошивки.
Остальные моторы спокойно перепрошивают или меняют весь блок ЭБУ. И не важно, какой это автомобиль: ВАЗ или BMW М-серии.
Что представляет собой процесс «чипования»
В зависимости от нужд клиента и возможностей автосервиса различают два типа чипования ДВС:
- С полной заменой ЭБУ. Подобные операции проводят крупные тюнинговые ателье, для достижения оптимальных показателей КПД. Как правило, они ставят блоки управления собственной разработки.
- Путём простого перепрограммирования блока управления. Наиболее распространённый вариант. Не подразумевает замены ЭБУ.
В рамках данной статьи мы говорим о понятии чипования для широкого круга читателей, поэтому рассматривать будем именно второй вариант.
Сам по себе процесс чип-тюнинга не выглядит чем-то сложным и особенным. В мастерской к ЭБУ подсоединяют специализированное оборудование, после чего производят прошивку основного чипа в блоке управления. Именно поэтому данный вид тюнинга носит такое название.
После перепрошивки «мозгов» двигатель диагностируют, проверяют наличие ошибок в работе всей системы и отдают владельцу.
Стоимость чип-тюнинга
Цена данной услуги может колебаться в зависимости от уровня мастерской, качества оборудования для чипования, а также пожеланий заказчика. В среднем процедура чип-тюнинга обойдётся владельцу автомобиля в 400 – 900 долл. США.
Плюсы чип-тюнинга
Как правило, после настройки ЭБУ двигатель автомобиля получает несколько преимуществ:
- Увеличенный запас мощности. В среднем этот показатель вырастает на 10 – 30% от паспортных показателей.
- Уменьшеный расхода топлива автомобиля. Как ни странно это звучит, но чип-тюнинг позволяет понизить расход бензина за счёт увеличения мощностей двигателя.
- Отсутствие блокировок. Снятие электронных ограничителей, установленных заводом изготовителем.
- Настройка ДВС под конкретный тип топлива. Например, на газ или бензин с более высоким или низким октановым числом.
- Возможность установки внештатных узлов и компонентов и их настройка с общей работой ДВС.
Но процедура чипования не безболезненна, она имеет свои недостатки. Рассмотрим и их.
Минусы чип-тюнинга
К основным минусам можно отнести следующее:
- Сокращение эксплуатационного срока двигателя и КПП.
- Чипование блока управления автоматически снимает автомобиль с гарантии.
Это основные недостатки, которые точно возникнут после чип-тюнинга. Остальное зависит только от квалификации работников СТО и качества программы, которой прошивают блок управления двигателя.