Коррозия – один из самых неприятных процессов, которому подвержены автомобили. Владельцам машин приходится тратить очень много времени, сил и средств, чтобы уберечь металл от разрушения, либо заменять части, не подлежащие восстановлению. При этом всем известно, что есть такой материал – нержавеющая сталь, которая не боится коррозии. Возникает логичный вопрос, почему бы не использовать нержавейку для производства автомобилей? Однако в действительности не все так просто.
Плюсы применения нержавеющей стали
Для начала стоит пояснить, что «нержавейку» выплавляют из железа, к которому добавлен хром, а также азот и никель, которые улучшают пластичность, вязкость и некоторые другие свойства металла.
Готовый материал обладает несомненными достоинствами:
- высокая прочность и износостойкость;
- достаточная пластичность;
- к нему можно применять сварку;
- не боится коррозии;
- хорошо соответствует санитарным нормам;
- не нуждается в покраске или дополнительном уходе.
За счет этих факторов изделия из «нержавейки» могут спокойно служить десятилетиями без потери своих первоначальных свойств.
Недостатки «нержавейки»
Очевидно, что нержавеющая сталь отличается множеством преимуществ, так что не вполне понятно, почему ее не применяют в автомобилестроении. Такое решение, на первый взгляд, кажется очень практичным, экономичным и выгодным, поскольку владельцу не нужно постоянно следить за целостностью лакокрасочного покрытия и восстанавливать проржавевший кузов. С другой стороны, логично, что производители давным-давно применяли бы «нержавейку», если бы это было действительно оправдано.
Высокая стоимость
Прежде всего, надо понимать, что стоимость производства нержавеющей стали намного выше, чем других общеприменимых металлов и сплавов. Это объясняется тем, что в состав «нержавейки» обязательно должен входить такой металл, как хром, который вообще-то не очень распространен на планете. Он встречается довольно редко и в относительно небольших количествах, а следовательно, его стоимость довольно высока.
Если начать собирать автомобили из металла, который содержит хром, то цена таких машин будет намного выше тех, что произведены из обычного железа. Соответственно, потребительский спрос резко упадет, а это приведет к совсем нежелательным последствиям.
Кроме того, стоит задуматься, что будет, если выплавлять нержавеющую сталь в таком объеме, который требуется для штамповки автомобилей. Стоит пояснить, что мировая добыча хрома составляет максимум 2 млн. тонн в год. Этого количества хватит, чтобы выпустить 10 млн. нержавеющих автомобилей. Теперь сравним это число с действительным выпуском машин: так, один «Фольксваген» производит порядка 3,5 млн автомобилей в год. Общемировое автомобилестроение превышает это значение в десятки раз.
Таким образом, можно сделать вывод, что человечество просто не располагает запасами хрома, достаточными для производства всех машин из нержавеющей стали.
Трудность обработки
Кроме дефицита сырья, есть и другие сложности. Так, нержавеющая сталь превосходит другие металлы по коэффициенту сопротивления. Допустим, можно взять два достаточно тонких одинаковых листа, один из которых сделан из железа, а другой – из «нержавейки». Железный лист можно согнуть голыми руками, в то время как над стальным листом придется сильно потрудиться.
Тот же принцип работает и в промышленности: нержавеющую сталь тяжело обрабатывать. Вдобавок, кузова современных автомобилей отличаются плавными и мягкими линиями, а добиться подобной формы от несгибаемой стали и вовсе сложно.
Сложность окраски
Помимо всего прочего, «нержавейку» сложно окрашивать. Для ее окраски существуют специальные технологии, которые требуют применения дорогостоящего оборудования. При массовом производстве автомобилей этот фактор опять же ведет к удорожанию конечного продукта как для компании-производителя, так и для покупателя.
Нержавеющая сталь – отличный материал, который славится повышенной устойчивостью к изнашиванию и коррозии. Несмотря на всю свою привлекательность, «нержавейка» не подходит для производства автомобилей, поскольку это было бы слишком дорого, сложно, и в конечном итоге – экономически невыгодно. Максимум, из нержавеющей стали могут сделать какие-то небольшие важные детали, но полностью штамповать из нее машины никто не будет.